Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
  • главное

    Место проведения: 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 120, СГУ, социологический факультет, корп.7.
    Целевая аудитория:
    Языки конференции:
  • О МЕРОПРИЯТИИ

    Социологический факультет

    Центр региональных социологических исследований

    Научно-методический центр по работе с молодежью

    Учебная лаборатория демографических, конфликтологических

    и этноконфессиональных исследований

    Лаборатория социологических исследований и информатики

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

    Уважаемые аспиранты, соискатели, магистранты и студенты! Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской студенческой научно-практической конференции

    «Социальные проблемы региона глазами студентов»

    Конференция состоится 23 апреля 2025 г.

     

    На секциях конференции предлагается рассмотрение следующих проблем:

    1. Мультимедийное пространство социальной жизни регионального сообщества

    2. Образование как жизненная стратегия молодежи

    3. Острые социальные проблемы – алкоголизм и наркомания, национальная и религиозная нетерпимость, экстремизм, падение морали и т.д

    4. Содержание, структура и тенденции развития гражданской активности

    5. Социальная активность представителей различных групп и слоев российского общества (подростков и молодежи, женщин, пенсионеров, работников в разных сферах занятости, инвалидов и др.)

    6. Социальная работа в группах риска

    7. Социально - демографические процессы в регионе: тенденции и последствия

    8. Социально-трудовые процессы в регионе

    9. Факторы и проблемы формирования политико-правового сознания россиян

    10. Институциональная среда большого города – возможности и ограничения

    11. Формы, виды, типы повседневных стратегий саратовцев в современных условиях

    12. Городской образ жизни и городская культура в современном обществе

    13. Экологическая культура в современном обществе

    14. Образовательные стратегии современной молодежи

    15. Факторы и особенности трансформации социально-политического пространства современного общества

     

    Секции:

    1. Молодежь в обществе постмодерна: трансформация профессионально-личностного и ценностного потенциала

    2. Социальная память о Великой Отечественной войне: поколенческий транзит

    3. Девиантологический ракурс социологического анализа современного общества

    4. Социально-политическое пространство современного общества в условиях трансформации

    5. Социально-демографические процессы в регионе и особенности социальной работы в различных социально-демографических группах

    6. Информационные технологии в гуманитарных науках

    Вышеперечисленные проблемы будут представлены на отдельной секции на иностранном языке (английский, немецкий, французский).

    Планируется проведение секции «Слово юным учёным» для учащихся средних учебных заведений, начинающих исследователей, интересующихся широким спектром социальных проблем, вопросами истории и современной жизни Саратовского Поволжья.

    Оргкомитет конференции:

    председатель – д.с.н., проф. С.Г. Ивченков.

    члены: к.ф.н., проф. И.А. Бегинина; д.с.н., проф. М.Э. Елютина; д.с.н.,   к.с.н. доцент Ю.А. Семенова; проф. Я.А.    Никифоров; д.с.н., проф. Д.В.   Покатов; д.с.н., проф. О.А. Романовская; д.с.н., проф Н.В. Шахматова, студентка, председатель НОСиА    Змушко Р. Ю.

    Техническое обеспечение - заведующий лаборатории ЛСИиИ А.А. Фомин.

    Для участия в конференции необходимо

    Прислать заявку на участие в конференции в срок до 16 апреля 2025 и статью, отвечающую тематике научной конференции и оформленную строго в соответствии с требованиями (объемом не более 3 страниц) в срок до 30 апреля 2025 г. (включительно) по адресу: vikalera2003@mail.ru

    Требования к оформлению тезисов:

    Тезисы доклада предоставляются в электронном виде. Авторы должны соблюдать следующие требования: Тезисы должны быть тщательно отредактированы. (1) название статьи прописными буквами (по центру); (2) на следующей строке по центру – инициалы и фамилии авторов (для каждого автора – сначала инициалы, а затем фамилия); (3) на следующей строке – полное название университета или института (курсив). Название статьи не должно превышать двух строк.

    Текстовой файл Word. Формат страницы А4; поля страницы: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, правое – 1,5 см, левое – 3 см. Выравнивание по ширине, отступ слева – 1,5. Шрифт - Times New Roman. Высота шрифта – 14 pt. Объем тезисов доклада – до 3 страниц (из расчета 40x70 знаков на странице).

    Список литературы размещается в конце текста концевыми сносками и отделяется пустой строкой. Не допускаются подстраничные сноски на литературу, нумерация страниц и другие колонтитулы. Библиография не должна превышать двенадцати названий.

    Образец

    МОЛОДЕЖЬ И РЕЛИГИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    И.И. Иванова

    Саратовский государственный университет

    (Текст1)

    Список литературы

    1. Клинецкая Н.В. Религия и молодежь в регионах России. СПб.,1998.

    Книги: Петров А.В. Этнический состав населения России. М, 1996, 200 с.

    Статьи: Петров А.В. Этнический состав населения России// СОЦИС, 1995, №7, С.6-10.

    Диссертация: Лешкевич И. А. Научное обоснование медико-социальных и организационных основ совершенствования медицинской помощи детскому и подростковому населению г. Москвы в современных условиях: дис. … д-ра мед. наук. М., 2001. 76 с.

    Автореферат диссертации: Коняева Т. П. Функционально-морфологические нарушения слизистой оболочки тонкой кишки после острой смертельной кровопотери (экспериментальное исследование): автореф. дис. … канд. мед. наук. Кемерово, 2005. 23 с.

    Статьи из сборника: Андреев А. А., Закиров М. Л., Кузьмин Г. Н. Определяющие элементы организации научно-исследовательской работы // Состояние и перспективы развития производства аппаратов низкого напряжения: сборник статей международной научно-практической конференции (г. Чиргин, 14-16 апреля 1977). Ташкент, 1977. С. 21-32.

    Архивные материалы: Справка Пензенского обкома комсомола Центральному Комитету ВЛКСМ о помощи комсомольцев и молодежи области в восстановлении шахт Донбасса // Гос. арх. Том. обл. Ф. 1. Оп. 8. Д. 126. Л. 73.

    Описание статей из энциклопедий: Благообразов В. А., Гвоздецкий Н. А., Буртман В. С. Тянь-Шань // БСЭ. М., 1997. Т. 26. С. 428-431.

    Описание главы, параграфа или части документа: Нормирование труда // Справочник экономиста по труду / С. Х. Гурьянов, И. А. Поляков, К. С. Ремизов и др. М., 1982. Гл. 1. С. 5-58.

    Описание многотомного издания: Анатомия человека. В 2-х т. Т. 1 / под ред. Э. И. Борзяк. М.: Медицина, 1996. 544 с.

    Если есть DOI, указывается полный адрес: Волков А. А. Метод принудительного деления полосы частот речевого сигнала // Электросвязь. 2019. №11. С. 48-49. https://doi.org/10.37806/4444/19-4/01

    Пример оформления таблиц и рисунков

    Таблица 1

    (шрифт 10, по правому краю)

    Название таблицы (шрифт 10 жирный, по центру)

    Текст таблицы: шрифт 10, без абзацного отступа; ширина таблицы 100%, выравнивание по центру (в свойствах)   
        

    Рисунки, таблицы, выполненные не автором, а заимствованные из каких-либо источников, должны иметь ссылки. Если рисунок авторский, ссылки не надо.

    В тезисах не должен присутствовать сложный графический (фотографии, репродукции и т.п.) материал.

    Участник конференции должен представить электронный вариант своих тезисов с почты научного руководителя. Это является необходимым условием.

     

    Участие в работе конференции и публикация статьи - бесплатно.

    Заявка участника

    Студенческой научно-практической конференции

    «Социальные проблемы региона глазами студентов

    Фамилия, имя, отчество (полностью) 
    Полное название доклада 
    Полное название организации 
    Для обучающихся: курс, группа, форма обучения, направление и профиль подготовки института, университета, школы и т.д. 
    Название секции 

    Научный руководитель

    (обязательно для заполнения всем обучающимся очной и заочной форм: школьникам, студентам, бакалаврам, магистрантам, аспирантам и т.п.)

     
    Электронная почта, мобильный телефон, город, область 
    Нужен ли для доклада мультимедийный проектор 

    Основная цель конференции: поддержка и развитие научной деятельности обучающихся.

    Задачи конференции: Активизирование и стимулирование интереса студенческой молодежи к изучению и осмыслению региональных проблем и противоречий современного российского общества.

    Крайний срок подачи заявки:

  • ВАЖНОЕ

Контакты

Результаты конференции

23 апреля 2025 года на социологическом факультете

прошла Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Социальные проблемы региона глазами студентов»

 

23 апреля 2025 года на социологическом факультете

прошла Всероссийская студенческая научно-практическая конференция

«Социальные проблемы региона глазами студентов»

 

На конференцию было заявлено 103 доклада (104 участника) из Республика Беларусь и 10 субъектов РФ, 19 организаций, среди них:

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (социологический факультет, юридический факультет факультет); Саратовская государственная юридическая академия; Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.; Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова (Республика Дагестан, г. Махачкала); Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск); Адыгейский государственный университет (Республика Адыгея, г. Майкоп); Белорусский государственный университет (Республика Беларусь, г. Минск);_ Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Республика Беларусь, г. Гродно); Смоленский государственный институт искусств; Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (г. Москва); Университет «Синергия» (г. Москва); ГБОУ «Школа № 88 Г.О. Донецк (Донецкая Народная Республика, г. Донецк); Кубанский государственный университет (г. Краснодар);  Санкт-Петербургский государственный университет ; Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург); Уральский государственный университет путей сообщения (г. Екатеринбург); Филиал Частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте» ( г. Нижний Новгород).

Работа проходила в шести секциях.

На первую подсекцию, секции «Молодежь в обществе постмодерна: трансформация профессионально-личностного потенциала» было заявлено 20 докладов, посвященных широкому кругу вопросов, связанных с процессом становления современных подростков и молодежи. В своих выступлениях авторы раскрыли специфику влияния реального жизненного пространства и цифровой среды, высших учебных заведений и современных детских общественных объединений, организаций досуговой деятельности (спорта, киноиндустрии) и молодежных субкультур на процесс социализации в реалиях нашего времени. Особо заинтересовали аудиторию и вызвали дискуссию доклады Зверевой Лидии Дмитриевны «Жизненное пространство как фактор социализации современной молодежи» и Скляровой Элины Фёдоровны «Специфика проблематики профессиональной ориентации подростков и молодёжи».

Второй год подряд активное участие в секции принимали школьники, учащиеся МОУ «СОШ №95 с УИОП», подготовленные выпускником социологического факультета, учителем немецкого языка В.О.Коротиным (только в рамках первой подсекции прозвучало 5 докладов). Подобный тандем «школа-вуз» способствует профориентации школьников, стимулирует их познавательный и исследовательский поиск, открывает возможности для диалога и поиска новых форм взаимодействия между студентами направления подготовки «Организация работы с молодежью» и представителями их непосредственной целевой аудитории.

На секции «Молодежь в обществе постмодерна: трансформация профессионально-личностного и ценностного потенциала» (Подсекция 2) были рассмотрены актуальные проблемы жизнедеятельности современной молодежи. К числу распространенных вопросов, волнующих молодое поколение, студенты отнесли: проблему профессиональной самореализации, трансформации трудовых ценностей и практик потребления, миграцию молодежи из села в город, экологические проблемы и др. В рамках подсекции прозвучали доклады по проблемам молодежи в экономической, политической. культурной сферах жизнедеятельности общества. Наибольший интерес вызвали выступления Мазаевой Екатерины Александровны «Экологические практики саратовской молодежи: акторы, мотивация, вовлеченность», Кудрявцевой Карины Андреевны и Санинской Екатерины Сергеевны «Визуальные практики самопрезентации советских граждан в труде (по материалам фотоинтервью)», Ефимова Никиты Павловича «Экосистемный подход к управлению конфликтами в организации: интеграция формальных и неформальных практик» и Глазуновой Марии Алексеевны «Молодежная безработица в Саратовском регионе: проблемы и пути решения». Участники активно обсуждали наиболее интересные доклады, задавая острые вопросы, что еще раз доказывает — современная молодежь чутко воспринимает изменения, которые происходят в обществе.

На секции «Социальная память о Великой Отечественной войне: поколенческий транзит». Открыла работу секции исследованием «Женское лицо Победы: история неизвестной героини Великой Отечественной войны».  Валерия Горланова (СГУ) В фокусе её выступления оказались судьбы женщин-фронтовичек, чьи подвиги часто оставались в тени истории. Доклад подчеркнул необходимость восстановления «забытых» имен и роли гендерного подхода в изучении военного прошлого. Никита Ефимов (СГУ) и Полина Кошелева (Лицей № 36) представили совместное исследование «Великая Отечественная война в исторической памяти учащейся молодежи г. Саратова». На основе социологических данных авторы проанализировали, как современные школьники и студенты воспринимают события войны, выделив роль семьи, образования и медиа в формировании их исторической памяти. Римма Зиновьева (Гродненский государственный университет, Беларусь) рассказала о деятельности Республики Беларусь по сохранению исторической памяти. Особое внимание было уделено мемориальным проектам, архивным инициативам и патриотическому воспитанию молодёжи. Елена Крюкова (Поволжский институт управления) завершила секцию личной историей «История моей семьи в истории Сталинградской битвы». Через воспоминания, письма и архивные документы докладчица показала, как частные судьбы переплетаются с масштабными событиями войны, укрепляя связь поколений. Секция объединила академические исследования, педагогические практики и личные нарративы, продемонстрировав многогранность социальной памяти о войне. Участие студентов, школьников и международных спикеров подчеркнуло важность межпоколенческого и междисциплинарного диалога. Память о Великой Победе продолжает жить, трансформируясь, но не теряя своей ценности в условиях современных вызовов.

На секции «Девиантологический ракурс социологического анализа современного общества» участники обсудили актуальные проблемы социальных отклонений, их профилактики и методов коррекции. Лика Бережная (Адыгейский госуниверситет) исследовала проблему сниффинга среди подростков. Милана Дзыбова и Жанет Мамхягова (оба — Адыгейский госуниверситет) рассмотрели работу с девиантными подростками и семьями «группы риска». Николай Червяков (СГУ) проанализировал российские подходы к реабилитации молодёжи с наркозависимостью. Анастасия Михалочкина (Адыгейский госуниверситет) затронула тему профилактики пищевой зависимости у подростков. Валерия Горланова и Олеся Кирсанова (СГУ) представили доклады о семейном насилии над детьми и путях выхода из таких ситуаций. Эльмира Сарсембаева (СГУ) провела гендерный анализ социально-психологических проблем школьников. Варвара Болтаева (СГУ) изучила эволюцию социальных страхов в России через призму девиантологии. Роман Шамуратов (СГУ) рассмотрел аутодеструкцию как метод самоидентификации молодёжи. Владислав Данилов (СГУ) выделил роль социального окружения в преодолении подросткового одиночества. Дарья Иванова (Адыгейский госуниверситет) предложила методы профилактики агрессии в студенческой среде. Секция объединила исследования из Саратова, Майкопа и других регионов, подчеркнув междисциплинарный подход к решению социальных проблем. Особое внимание уделялось роли социальной работы в профилактике девиаций и поддержке уязвимых групп. Участие студентов и магистрантов продемонстрировало, что молодые исследователи активно включаются в поиск решений для сложных социальных вызовов. Разнообразие докладов подтвердило, что изучение «социальных отклонений» остаётся ключевым инструментом для построения диалога между теорией и практикой в условиях современных реалий.

В работе секции «Социально-политическое пространство современного общества в условиях трансформации» были заявлены 23 человека, из них 2 магистранта, 2 аспиранта, 1 ученик и 18 студентов.   В рамках работы секции был рассмотрен широкий круг сложных и достаточно дискуссионных проблем, в том числе, особенностей и факторов политического и правового сознания россиян, роли масс-медиа в трансформации гражданской активности в социально-политическом пространстве, социальной справедливости в общественном сознании, эффективности институтов власти местного самоуправления, особенностей трудовой мобильности молодежи, эффектов экономической блокады в современном обществе и т.д.  Работа секции прошла в непринужденной, активной и заинтересованной обстановке. Особый интерес участников вызвали сообщения, посвященные роли масс-медиа в трансформации гражданской активности в социально-политическом пространстве и феномену социальной справедливости в общественном сознании. Все участники секции проявили высокий уровень подготовки и интерес к обсуждаемым вопросам.

В рамках секции «Социально-демографические процессы в регионе и особенности социальной работы в различных социально-демографических группах» выступили магистранты, студенты Саратовского государственного университета и Саратовской государственной юридической академии, а также учащиеся МОУ «СОШ №95 с УИОП». Было заслушено 12 докладов. Доклады выступающих были посвящены актуальным и значимым проблемам современного российского общества и социальной сферы Саратовской области. Студенты социологического факультета СГУ представили результаты своих авторских социологических исследований, которые они проводили в рамках научно-учебной работы. Студенты Саратовской государственной юридической академии предложили для обсуждения проблему введения четырёхдневной рабочей недели в Саратовской области, указав как положительные эффекты, так социальные риски данного нововведения. Особо активное обсуждение вызвал доклад, посвящённый проблеме социальной защиты в сегменте нестандартной занятости «вахтовым методом». Школьники МОУ «СОШ №95 с УИОП» рассказали об опыте волонтёрской деятельности в приюте для животных г. Саратова. По итогам докладов выступающие получили сертификаты, некоторые из них были номинированы на призовые места.

Продуктивно прошла работа секции «Информационные технологии в гуманитарных науках».  Были представлены доклады на темы: «Геймификация в образовании: использование игровых механик для повышения мотивации и вовлечённости учащихся»; «Функционал интернет-технологий в практике реализации работы с молодёжью»; «Роль и место онлайн игр в досуге подростков»; «Новые технологии генеративного искусственного интеллекта в общественном сознании»; «Детерминирующие факторы использования феминитивов в повседневной речи современными студентами». Представленные доклады вызвали исследовательский интерес аудитории и активную дискуссию. Впервые на секции данного направления была представлена школьная наука: учащиеся 10 класса МОУ «СОШ № 95» продемонстрировали высокую вовлечённость, информированность и смелость авторской позиции.