Skip to main content Skip to search

Зиновьева
Мария
Павловна

Доцент
Образование: 
Саратовский государственный педагогический институт, 1994 г., Учитель начальных классов
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат педагогических наук, Организация контроля качества учебной деятельности младших школьников, 2004 г.
Учёное звание: 
Доцент по кафедре педагогики начального и дошкольного образования, 2008 г.
Научные интересы: 
Качество учебной деятельности
Контроль качества учебной деятельности
Построение индивидуальной образовательной траектории младшего школьника
Подготовка будущих учителей начальных классов к построению индивидуальной образовательной траектории младшего школьника
Общий стаж: 
30 лет
Стаж по специальности: 
20 лет
Работа в университете: 
Доцент, Кафедра педагогики начального и дошкольного образования, с 2003 по 2011
Доцент, Кафедра методологии образования, с 2011 по 2016
Заведующий кафедрой, кафедра педагогики детства на базе МОУ "Гимназия №7", с 2016 по н.в.
Трудовая биография: 

 

1993-2003гг. - МОУ «Лицей № 3 имени А.С. Пушкина», учитель начальных классов;

2003г. -  кафедра педагогики начального и дошкольного образования Педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского;

2011г. - кафедра методологии образования факультета педагогики начального и специального образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского;

2016г. - кафедра педагогики детства на базе МОУ "Гимназия №7" факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского 

Биографический текст: 

Образование:

  • 1990-1994: факультет начальных классов Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина (с присуждением квалификации учитель начальных классов).

Читаемые курсы:

Бакалавриат:

• Методика обучения и воспитания в начальном образовании

• Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

• Основы педмастерства

• Этнопедагогика

Магистратура:

• Специфика управления начальной ступенью общего образования

• Мониторинг качества дошкольного образования

Научные интересы:

• Теоретические основы организации образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС

• Теоретические основы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации требований ФГОС

• Профессиональное самоопределение будущего педагога в вузе

• Контроль качества учебной деятельности младших школьников

• Построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося  в дистанционном образовании

 

 

Преподаваемые дисциплины: 
Бакалавриат: 44.03.01 - Педагогическое образование
профиль Начальное образование - Методика обучения и воспитания в начальном образовании - Основы педагогического мастерства 44.03.01 - Педагогическое образование
профиль Дошкольное образование - Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования - Основы педагогического мастерства - Этнопедагогика
Основные научные публикации: 
  • Подготовка будущих педагогов к формированию успешной социальной адаптации школьников // Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом, коррупцией и наркотизацией общества. Сб. науч. тр. XXII Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, Издательство Волжский филиал ФГБОУ ВО МАДИ,  2018.С.70-73.
    Летняя педагогическая школа - форма подготовки будущих педагогов начального образования // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы: материалы международной научно-практической конфенции. Вып.5 / отв. ред. Г.В. Березкина; Мин-во образования и науки РФ;Смол. гос. ун-т. Смоленск, Изд-во СмолГУ, 2018. С. 182-190. ISBN 978-5-88018-573-3, продолжающееся издание
    Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни посредством мультипликационных фильмов // Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом, коррупцией и наркотизацией общества. Сб. науч. тр. XXII Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, Издательство Волжский филиал ФГБОУ ВО МАДИ, 2018.С.28-32. (в соавторстве с Бирюковой Ю.А.)
    Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Балашовского института СГУ. Под ред. Е.Н. Ахтырской, М.А. Мазаловой. Саратов, Издательство "Саратовский источник", 2018. С. 116-120
    Учитель начальных классов: требования государства и представления будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и  психология. 2018. Т.7. № 4 (25) С.105-109 (в соавторстве с Т.Г.Фирсовой)
    Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни посредством мультипликационных фильмов. -Волжский филиал МАДИ, 2018. С. 28-32. (в соавторстве Бирюковой Ю.А.)

    ВУЗ-базовая кафедра-школа: пути совершенствования подготовки начальной школы //Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы: материалы международной научно-практической конференции, 16-17 марта 2017г. Вып.4 / отв. ред. Г.В. Березкина; Мин-во образования и науки РФ; Смол. гос. ун-т. Смоленск, Изд-во СмолГУ, 2017. С. 20-25. ISBN 978-5-88018-573-3, продолжающееся издание

    Включение работодателей в процесс подготовки будущих педагогов // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшинские чтения: матер. Всеросс. научн.-практич. конф. г. Балашов, 29-30 марта 2017 / под ред.Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой [и др.]. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2017. С. 124-129. ISBN 978-5-91879-723-5
    Духовно-патриотический центр как основа воспитательского процесса в сельской школе // Воспитание и проблемы социальной безопасности детства в современной Росии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Орёл, 19-20 октября 2017г.) Национального педагогического симпозиума. Ч.2 / под общ. ред. Г.Е. Котьковой. Орёл: ФГБОУ ВО "ОГУ имени И.С. Тургенева", 2017. С. 213-218. ISBN 978-5-9929-0510-6
    Формирование профессиональной коспетентности будущего учителя в контексте мобильности // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 14-й международной конф.: в 2ч./сост. Н.А. Лобанов, под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова; ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. проблем непрерыв. образования. - Вып. 14. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - Ч.1. - С.413-417. ISBN 978-5-8290-1575-6 (ч.1) 978-5-8290-1574-9
  • Организиция внеурочной деятельности младших школьниковв сельской школе // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: матер. Всеросс. научн.-практ. конф. г. Балашов, 29-30 марта 2016 /под ред. Е.Н. Ахтынской, Л.В. Борзовой [и др.]. - Саратов: Изд-во "Саратовский источник", 2016. - С. 149-153.  ISBN 978-5-91879-581-1
  • Освещение вопросов патриотического воспитания на страницах педагогических журналов (с 2012 по 2014г.) // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: матер. Всеросс. науч.-практич. конф. г. Балашов, 26-27 марта 2015 г. / под ред. Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой [и др.]. Саратов: Саратовский источник, 2015. С. 35-42. ISBN 978-5-91879-490-6
  • Особенности подготовки бакалаврантов к осуществлению контрольно-оценочной деятельности // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №18. С. 102-106.
  • Подготовка учителя в контексте непрерывного образования: методологический аспект // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 13-й междунар. конф: в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.экон. и пед. проблем непрерыв. образования. Вып. 13. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. Ч. I. С. 240-244. ISBN 978-5-8290-1479-7 (Ч.1, рус)
  • Подходы к системе оценки учебных достижений младших школьников // Современные методы и технологии обучения: детский сад - школа - вуз: Сб. тр. Зимней сессии Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией доцента О.П. Чигишевой. Ростов н/Д, 2015. С. 31-42. ISBN 978-5-4419-0055-3
Подготовка будущих педагогов к осуществлению контрольно-оценочной деятельности / М.П. Зиновьева // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: матер. Всеросс. научн.-практич. конф. г. Балашов, 26-27 марта 2014 г. - Саратов: Саратовский источник, 2014. - С.45-50. ISBN 978-5-91879-413-5
Практика организации ученического самоуправления младших школьников в условиях городской школы / М.П. Зиновьева, Е.Ю. Федорова, И.Е. Колтунова, Н.В. Костина// Вопросы теории и практики начального и дошкольного образования: Межвуз. сб. науч. тр.: Ред.-сост. М.П.Зиновьева, И.В.Кошкина. - Саратов: Научная книга, 2013. – С. 37-44. ISBN  978-5-9999-1832-1
Приемы активизации познавательной деятельности младших школьников  / М.П. Зиновьева //Научное обозрение: гуманитарные исследования. М., 2013. № 9. С. 32-36. Научный журнал. ПИ № ФС77-49017
Подготовка будущих специалистов к формированию универсальных учебных действий школьников / М.П. Зиновьева, Т.Г. Фирсова // Актуальные вопросы регионального образования. - Саратов: ГАУО ДПО "СарИПКиПРО", 2012.№ 7. С. 68-78
Знакомство будущих педагогов с формированием универсальных учебных действий младших школьников с помощью информационных  технологий / М.П.Зиновьева, Л.П. Коробкова // Всероссийская научно-практическая конференция  «Стандарты второго поколения: реализация компетентностного подхода на разных уровнях образования». Сборник статей. – Саратов: Изд-во ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. - С. 64-67
Организация внеурочной деятельности по математике в начальных классах сельской школы / М.П. Зиновьева, Н.Е. Горбунова // Актуальные вопросы начального естественно-математического образования: Сб. науч.тр.: Вып. IV. – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - С. 54-58.
Реализация дистанционных технологий на факультете педагогики, психологии и начального образования / М.П. Зиновьева // Педагогические и технические аспекты применения технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза и школы. II Международная научно-практическая Интернет-конференция: Сборник статей участников конференции. – Саратов: ООО Издательский центр «Научная книга», 2010. -С. 44-48. ISBN 978-5-97-58-1269-8
Составление портфолио – шаг в профессиональную деятельность учителя начальных классов / М.П. Зиновьева // Начальная школа. 2011. – №1. – С.117-123. Ежемесячный научно-методический журнал. ПИ № 77-3466
Оценка учебных достижений младших школьников в рамках ФГОС 2 поколения / М.П. Зиновьева // Вопросы теории и практики начального образования: Сб. науч. тр. Вып. X. – Саратов, ООО ИЦ "Наука", 2010. – 11-16 с.
Проблема качества образования будущего учителя начальной школы / М.П. Зиновьева // Актуальные вопросы регионального образования. ГОУ ДПО "СарИПКиПРО", Саратов, 2009. – С.107-116.
Новые подходы к системе оценки учебных достижений младших школьников / М.П. Зиновьева // Актуальные вопросы регионального образования. ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», Саратов, 2010. – С.80-84.
Внеклассная работа по предмету - средство повышения качества учебной деятельности младших школьников / М.П. Зиновьева // Вопросы теории и практики начального образования: С. науч.тр. Вып. IX. - Саратов: ИЦ "Наука", 2009. - С. 78-82.
Организация классно-обобщающего контроля в начальной школе / М.П. Зиновьева, Т.Р. Зарукина // Вопросы теории и практики начального образования: С. науч.тр. Вып. IX. - Саратов: ИЦ "Наука", 2009. - С. 28-37.
Особенности работы с дистанционным курсом «Основы педагогического мастерства» / М.П. Зиновьева // Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Педагогические и технические аспекты применения технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза и школы»: Сборник статей участников конференции. – Саратов: ИЦ «Рата», 2009. – С.12-15.
 
Учебно-методические работы
 
Педагогика: учебно-методическое пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – Саратов: ИЦ «Наука», 2014. – 167 с. (в соавторстве с Гориной Л.В., Кошкиной И.В., Колесниченко Ю.Ю.) .  ISBN 978-5-9999-2151-2
Самостоятельная работа по педагогике. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – с.103 (в соавторстве с Гориной Л.В., Кошкиной И.В.,  Колесниченко Ю.Ю.).   ISBN 978-5-9999-1567-2
Педагогика: учебно-методическое пособие. – Саратов: ИЦ «Наука», 2012. – 166 с. (в соавторстве с Гориной Л.В., Кошкиной И.В., Колесниченко Ю.Ю.) .  ISBN 978-5-9999-1410-1
Педагогическая практика. (методические рекомендации для студентов заочной формы обучения факультета педагогики, психологии и начального образования. Специальность «Педагогика и методика начальн6ого образования») Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - 32 с. (в соавторстве с Абушаевой З.М., Кошкиной И.В.) 
Государственная итоговая аттестация. Дошкольная педагогика. Саратов: ИЦ «Наука», 2010.  (в соавторстве с Гориной Л.В., Кошкиной И.В., Жуковской Н.А.)ISBN 978-5-9999-0439-3 
Педагогика начального образования. Часть 1. Теория и методика воспитательной работы в начальной школе Саратов: ИЦ «Рата», 2009. – 92 с. ISBN 978-5-91659-050-0
Педагогика. - Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 92 с. (в соавторстве с Гориной Л.В., Кошкиной И.В., Колесниченко Ю.Ю.) – ISBN 978-5-91272-041-3 
Основы дошкольной педагогики. Саратов: изд-во «Научная книга», 2007. 95 с. (в соавторстве Гориной Л.В., Кошкиной И.В., Колесниченко Ю.Ю.)– ISBN 978-5-91272-269-1.
•Практика в подготовке педагогов дошкольного образования: Учебно-методическое пособие / М.Н. Бурмистрова, М.П. Зиновьева. Саратов: ООО Издательский Центр "Наука", 2017. 64. с. (в соавторстве с М.Н. Бурмистровой) ISBN 978-5-9999-2801-6
Участие и организация конференций: 
Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Педагогические и технические аспекты применения технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза и школы», Саратов, Россия, с 2009 по 2010 г.
Итоговая научно-методическая конференция преподавателей факультета психолого-педагогического и специального образования , Саратов, Россия, 2013 г.
Итоговая научно-методическая конференция преподавателей , Саратов, Россия, 2014 г.
Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы в начальной школе. Кирюшкинские чтения", Балашов, Россия, 2014 г.
III Международная научно-практическая конференция «Культурное наследие города Саратова и Саратовской области» , Саратов, Россия, 2014 г.
Международная научно-практическая конференция «Социальная психология личности и акмеология., Саратов, Россия, 2014 г.
Зимняя сессия Международной научно-практической конференции «Современные методы и технологии обучения: детский сад - школа – вуз» , Ростов-на-Дону, Россия, 2015 г.
XVIII Международная научно-практическая конференция «Обучение и воспитание: методики и практика 2014-2015 учебного года» , Новосибирск, Россия, 2015 г.
XIII Международная конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития», Санкт-Петербург, Россия, 2015 г.
V Международная научная конференция "Конфликт в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение" , г. Саратов, 2016 г., статус участия - участник.
II Международный форум по педагогическому образованию, Международная научно-практическая конференция "Эффективность педагогического образования: инновационные подходы" , г. Казань, 2016 г., статус участия - участник.
14-я Международная конференция "Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого общества", г. Санкт-Петербург, 2016 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения", г. Балашов, 2016 г., статус участия - участник.
Международная научная конференция "Гуманизация образовательного пространства", г. Саратов, 2016 г., статус участия - участник.
4-ая Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы», г.Смоленск, 2017 г., статус участия - участник.
15-я (юбилейная) международная конференция «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» (ВТОРОЙ ЭТАП), г.Ярославль, 2017 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Социальная психология личности и акмеология» , г.Саратов, 2017 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения», г.Балашов, 2017 г., статус участия - участник.
Всероссийская очно-заочная научно-методическая конференция «Этнокультурное образование в современном мире», г.Саратов, 2017 г., статус участия - участник.
Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования» , г.Саратов, 2017 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание и проблемы социальной безопасности детства в современной России» , г.Орёл, 2017 г., статус участия - участник.
Всероссийская конференция XXV Страховские чтения , г.Саратов, 2017 г., статус участия - участник.
V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы профессиональной подготовки учителя начальной школы» , г.Смоленск, 2018 г., статус участия - участник.
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства» , г.Саратов, 2018 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения» , г.Балашов, 2018 г., статус участия - участник.
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства», г.Саратов, 2018 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция "Страховские чтения-2018: Науч-ные идеи И.В. Страхова и их развитие в современной психологии и педагогике", г.Саратов, 2018 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподава-ния в начальной школе. Кирюшкинские чтения», г.Балашов, 2018 г., статус участия - участник.
V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Ак-туальные вопросы профессиональной подготовки учителя начальной школы» , г.Смоленск, 2018 г., статус участия - участник.
Повышение квалификации: 
Тьюторство в системе образования , МПГУ, 2010 г.
Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования , ИДПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2016 г.
Организация дистанционного образования , ГОУ ВПО "Санкт- Петербургский государственный университет сервиса и экономики", 2008 г.
Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования, ИДПО ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2016 г.
"Возможности личностно-ориентированного обучения при реализации требований ФГОС НОО (на примере системы "Перспективная начальная школа")", ИДПО СГУ, 2018 г.