Skip to main content Skip to search

Попкова
Надежда
Владимировна

Доцент
Образование: 
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 1984 г., Историк. Преподаватель истории и обществознания
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат философских наук, Самоуправление в педагогических коллективах как фактор радикального обновления образования, 1993 г.
Учёное звание: 
Доцент по кафедре российской цивилизации и методики преподавания истории
Научные интересы: 
История отечественного образования
Общий стаж: 
40 лет
Стаж по специальности: 
37 лет
Работа в университете: 
Доцент
, с 2001 по н.в.
Преподаваемые дисциплины: 
История
Разработка электронного учебно-методического комплекса
Социологические исследования в школе
История религии
Основы религиозных культур и светской этики
Основные научные публикации: 

Публикации за 2020 год

Попкова Н.В. Знания и представления первокурсников о Великой Отечественной войне // Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории: Сб. материалов XIII международной научной конференции 13 февраля 2020 г. Саратов: Амирит, 2020. С. -177-182  

Попкова Н.В. Организация воспитывающего пространства: современные подходы и тактики // Обучение и воспитание детей и подростков: от теории к практике: коллективная монография / отв. ред А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2020. – 446. С. 35-44

Попкова Н.В. Оценка качества исторического образования на примере результатов ОГЭ в Саратовской области // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: сбнаучн. тр. 2020. № 12. С. 166-171.

Попкова Н.В. А.А. Гераклитов: страницы биографии (по материалам архива СГУ) // Из истории Саратовского края: сборник статей и документов / под ред. В.Н. Данилова; ОГУ «Государственный архив Саратовской области»; Саратовское областное отделение Российского общества историков-архивистов. – Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2020. – 248 с. ISBN 978-5-7924-1611-6. C. 51-61.

Публикации за 2019 год

Н.В. Попкова.  Формирование универсальных учебных действий на уроках истории (по результатам ЕГЭ в Саратовской области) // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: сборник научн. тр. Саратов, 2019. – Вып. XI. С. 151-160.

Н.В. Попкова. Динамика изменения знаний выпускников школ по истории (на материале ЕГЭ по истории в Саратовской области) // Актуальные проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: Сб. материалов XII Всероссийской научной конференции 14 февраля 2019 г. Саратов, Изд-во «Наука», 2019. -  С. 104-114.

Попкова Н.В. Университетское образование в России: отношение к историческому опыту // Academicscience - problemsandachievements XXI: ProceedingsoftheConference. North Charleston, 5-6.11.2019, — Morrisville, NC, USA: Lulu Press, 2019, p. 5-7.

Popkova N.V. «EXHIBITION ON THE HISTORY OF THE RUSSIAN BOOK» IN THE ZONAL SCIENTIFIC LIBRARY OF SARATOV STATE UNIVERSITY» // Topical areas of fundamental and applied research. Vol. 2 — Morrisville, NC, USA: LuluPress, 2019, p. 1-3.

Попкова Н.В.Итоги ЕГЭ и проблемы изучения истории в школе (по материалам Саратовской области) // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации:материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием: 19-20 декабря 2019 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: ЗЕБРА, 2019. – 507 с. С 180-185.

Публикации за 2018 год

Использование исторической живописи в процессе обучения истории //Актуальные вопросы изучения и преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин и права: Материалы межд. научно-практич. конференции к 100-летию исторического факультета ВГУ имени П.М. Машерова. Витебск, 2018. С. 410 – 412.  ISBN 978-985-517-660-3

 

Результаты ЕГЭ по истории как средство оценки качества образования // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: Сборник науч. тр. – Саратов. Изд-во «Наука», 2018. – Вып. Х. – С. 182 – 191.   ISSN 2409-5796 (РИНЦ)

 

Компетентностный подход в обучении истории в вузе // Актуальные проблемы российской цивилизации и методика преподавания истории: Сб.материалов XI Всероссийской научной конференции 15 февраля 2018 г. Саратов, Изд-во «Наука» 2018. С. 91-94.

Публикации за 2017 год

Итоги ЕГЭ по истории 2016 года и проблемы изучения истории в школе и вузе  // Актуальные проблемы российской цивилизации и методика преподавания истории: Сб.материалов X Всероссийской научной конференции 16 февраля 2017 г. Саратов, Изд-во «Наука» 2017. С. 109-116.

 

Особенности изучения истории в основной школе (по результатам ОГЭ 2016 года в Саратовской области) // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: Мезвуз. сб. научн. тр. – Саратов, «Наука», 2017. – Вып. IX. – С. 132-139.ISSN  2409-5796   РИНЦ

Учитель – учителю: Сборник методических материалов / Под ред. М.Н. Бурмистровой, Н.В. Попковой. – Саратов, 2017. – 181 с.

Публикации за 2016 год

Методология и методика исторического образования: (материалы для государственной итоговой аттестации выпускников (государственного экзамена): Учебно-методическое пособие / М.Н. Бурмистрова, Н.В. Попкова. – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2016. – 48 с.

В.А. Быкова, Н.В. Попкова. История Отечества в произведениях российских художников: Становление Древнерусского государства: Учебное пособие. Саратов, 2016. – 52 с. (эл.)

В.А. Быкова, Н.В. Попкова. История Отечества в произведениях российских художников: Становление централизованного государства. Часть 2: Учебное пособие. Саратов, 2016. – 59 с.(эл.)

К вопросу о кадровом обеспечении модернизации образования // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: Межвуз. Сб. научн. тр. Саратов: Изд-во «Наука», 2016. -Вып 8.– С. 246-253.ISSN2409-5796 РИНЦ

Социологические опросы в школьной практике // Акт. проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории: Сб. материалов IX  Всероссийской межвузовской научной конференции 19 февраля 2016 г. Саратов: Амирант, 2016. С. 123-127. 

Основные публикации

К вопросу о тенденциях развития образования в России // Актуальные проблемы истории Российской цивилизации: Сб. материалов III межвузовской научной конференции. Саратов, 2010. С. 85-89.

«История России с IX века по начало ХХI века. Краткий курс лекций (учебное пособие для студентов заочных отделений неисторических факультетов). Саратов: ИЦ «Наука», 2010 (в соавторстве).

Новые образовательные стандарты и изучение истории в вузе // Актуальные вопросы модернизации российского образования. Материалы Х Международной научно-практической конференции (30 декабря 2011 г.): Сб. научн. тр./ Под научн. ред. д. пед. н., проф. Г.Ф. Гребенщикова. – М.: Изд-во «Спутник+», 2011. – С. 241–245.

Единый государственный экзамен: первый опыт и проблемы // Проблемы истории российской цивилизации. Сборник научных трудов. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. Вып. IV. С.107-111.

Кадровое обеспечение модернизации образования // Актуальные проблемы истории Российской цивилизации: Сб. материалов IV межвузовской научной конференции. Саратов, 2011. С. 163-170.

ЕГЭ по истории: за и против // Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории. Саратов, 2012. С.137-143.

Особенность педагогической подготовки студентов по направлению 050100 – «Педагогическое образование» // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. V. Саратов, 2012. С.169-174.

Изучение истории в школе и переход к ФГОС нового поколения // Новые образовательные стандарты высшей школы: традиции и инновации. Сб.науч. статей. 2012. С.50-54.

Электронные учебные пособия по истории: первый опыт и проблемы // Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории: Сб. материалов VI межвузовской научной конференции, 15-16 февраля 2013 г. Саратов, 2013. С.318-324.

Особенности изучения истории в школе по результатам ЕГЭ (на материалах Саратовской области) // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: Межвузовский сб. научных трудов. Саратов: Изд-во «Наука», 2014. Вып. VI. С. 279-285.

Новые подходы к оценке качества знаний студентов // Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории: Сб. материалов VII межвузовской научной конференции, 13 февраля 2014 г. Саратов, 2014.  180-183.

Электронные образовательные ресурсы по истории: опыт разработки и применения // Проблемы теории и практики современной науки. II Межд. научно-практическая конференция (20 сентября 2014 г.): Сборник научных трудов // Науч. ред. д.п.н., проф. С.П. Акутина – М.: Изд-во «Перро», 2014. С. 5-10.

К вопросу о введении ЕГЭ по истории в качестве обязательного // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории: Межвуз. сб. научн. тр. Саратов: Изд-во «Наука», 2014. - Вып. VII. - С. 177-187.

История: Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 050100 – Педагогическое образование (профили подготовки: «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Технология», «Безопасность жизнедеятельности»). – 78 с. (электронный ресурс http://library.sgu.ru  ID= 978).

История: Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 050400 – Психолого-педагогическое образование (профили  подготовки «Психология образования» и «Социальная педагогика») – 75 с. (электронный ресурс http://library.sgu.ru   ID= 977).

Место ЕГЭ по истории в системе оценки качества исторического образования //Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории: Сб. материалов VIII Всероссийской научной конференции, 20 февраля 2015 г. – Саратов: ОООО Издательский центр «Наука», 2015. С. 157-163.

Некоторые особенности изучения истории на современном этапе // Наука и образование: Материалы  V Международной  научно-практической конференции (29 ноября 2015 г.): Сборник научных трудов / Научн. редактор д.э.н., проф. С.В. Галачиева. – М.: Изд-во «Перро», 2015. С. 17-22.

Победы в грантах и научных проектах: 
  1. НИР, направленная на обеспечение деятельности Минобрнауки России «Анализ и разработка предложений по совершенствованию регуляторной деятельности в сфере высшего образования и информационно-методическое сопровождение реализации поло-жений нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере высшего образо-вания». № 27.825.2016 / НМ. Руководитель – А.Н. Чумаченко. Участие в гранте - исполнитель
  2. Грант «Живая история. Из прошлого в настоящее». Грантооператор Фонд «Перспектива» в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации № 68-рп от 05.04.2016 г. и на основании Протокола заседания конкурсной комиссии от 27.06.2016 № 3/1/16-КК. Исполнитель (участие в организации интерактивных экскурсий на Увекское городище).
  3. Федеральная целевая программа "Культура России 2012-2018 гг.". Исполнитель - ГУК "Саратовский областной музей краеведения". Участие в гранте - исполнитель.
Дополнительная информация: 
Повышение квалификации: 
Инновационное содержание гуманитарных дисциплин в условиях реализации ФГОС, ИДПО СГУ, 2020 г.
Внутренний аудит системы менеджмента качества, ИДПО СГУ, 2018 г.
Подготовка экспертов, привлекаемых к процедурам государственной аккредитации образовательной деятельности, Академия дополнительного образования детей и взрослых Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), 2018 г.
Общественные науки» Всероссийского семинара-совещания с членами жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, Институт непрерывного педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский универси-тет дружбы народов»., 2018 г.
Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по предмету История, Москва, 2017 г.
Правовые и организационные аспекты осуществления экспертиз в рамках меро-приятий по контролю (надзору) в сфере образования и государственной аккредитации образовательной деятельности. Стратегии обеспечения качества образования, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань, 2016 г.
Использование электронной информационно-образовательной среды и информаци-онно-коммуникативных технологий в образовательном процессе СГУ, ИДПО СГУ, 2016 г.
Инклюзивное профессиональное образование, ИДПО СГУ, 2015 г.
Подготовка тесторов к проведению комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, 2015 г.
Дидактика истории: содержательные и методические новации, ГУО «Республиканский институт высшей школы», Минск, 2013 г.
Методы и технология управления вузом в условиях модернизации высшего профессионального образования, ФГОУ «Академия дополнительного профессионального образования «Учебный центр подготовки руководителей», Санкт-Петербург, 2011 г.
Управление качеством в образовании, Институт дополнительного профессионального образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2010 г.
Нормативно-методические основы перехода российских вузов на систему Федеральных государственных образовательных стандартов, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010 г.