Skip to main content Skip to search

Мазалова
Марина
Алексеевна

Доцент
Образование: 
Балашовский государственный педагогический институт, 1995 г., русский язык и литература, квалификация "Учитель русского языка и литературы"
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», 2018 г., Педагогика и методика начального образования, квалификация "Учитель начальных классов"
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет Н.Г. Чернышевского», 2019 г., Дефектология, квалификация "Дефектология"
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук (10.01.01), «Проза Е.П. Ростопчиной (проблема жанра)», 1999 г.
Учёное звание: 
доцент по кафедре педагогики, Министерство образования Российской Федерации, 2003 г.
Научные интересы: 
Педагогика начального образования
История семейного воспитания и домашнего образования в России
Элитопедагогика
Общий стаж: 
32 года
Стаж по специальности: 
29 лет
Работа в университете: 
Ассистент, Кафедра педагогики, с 1996 по 1998
Преподаватель, Кафедра педагогики, с 1998 по 1999
Старший преподаватель, Кафедра педагогики, с 1999 по 2000
Доцент, Кафедра педагогики, с 2000 по 2012
Заведующий кафедрой, Кафедра педагогики и методик начального образования, с 2012 по 2017
Доцент, Кафедра дошкольного и начального образования, с 2017 по н.в.
Премии и награды: 
Почётная грамота главы администрации Балашовского муниципального района за добросовестный труд и профессионализм в работе, 2013 г.
Благодарность Главного федерального инспектора по Саратовской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе за многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм, 2018 г.
Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации, 2023 г.
Преподаваемые дисциплины: 
Введение в педагогическую профессию
Педагогика начальной школы
Логопедия
Логопедические технологии
Основные научные публикации: 

Монографии:

  1. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в условиях общеобразовательного учреждения малого города европейской части России / А.С. Коповой, В.В. Константинов, М.А. Мазалова, И.В. Штых. – Пенза: изд.-во ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. – 192 с.
  2. Воспитание толерантности учащейся молодежи / М.А. Мазалова. – Саратов. Изд. центр «Наука», 2008. – 134с.
  3. Элитопедагогический подход в исследованиях истории семейного воспитания в России в XVIII – начале XX веков: монография. – Саратов: Издательский центр «Наука». - 2012. – 145 с.
  4. Образовательные технологии в вузе: опыт Национального исследовательского Саратовского государственного университета / Е.Г. Елина и др. – Саратов: Издательство Саратовского государственного университета, 2012, - 176 с.
  5. Теоретико-методологические основы развития элитного семейного воспитания в России / М.А. Мазалова : монография– Саратов: Саратовский источник, 2015 – 108 с.

Учебные пособия:

  1. Педагогическое общение: краткий курс  / М.А. Мазалова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2001. – 48 с.
  2. Основы этнопедагогики и педагогики межнационального общения: краткий курс / М.А. Мазалова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. – 50с.
  3. История образования и педагогической мысли: краткий курс / М.А. Мазалова. –  Балашов: Изд-во «Николаев», 2003. – 68с.
  4. История педагогики и образования / М.А. Мазалова. – Москва: Высшее образование – 188 с.
  5. Педагогическая практика: В помощь студенту-практиканту: учебно-методическое пособие / М.А. Мазалова, Е.Ю. Павлова, Н.П. Толстолуцких, А.В. Шатилова. – Саратов: Саратовский источник, - 2011 . – 92 с.
  6. Педагогическая практика: задания и методические рекомендации: учебно-методическое пособие / Л.В. Борзова, Е.Н. Ахтырская и др. – Саратов: Саратовский источник, 2013. – 102 с.
  7. Педагогическая практика студентов-бакалаврантов/ Л.В. Борзова. Е.Н. Ахтырская, М.А. Мазалова, Е.В. Попова и др., под ред. Е.Н. Ахтырской, Л.В Борзовой. М.А. Мазаловой,- Саратов: Саратовский источник, - 2014. - 104 с.
  8. Мазалова М.А., Смотрова Л.Н. Введение в педагогику. Часть 1 : Учебно-методическое пособие / М.А. Мазалова, Л.Н. Смотрова. – Саратов: Саратовский источник, 2020 – 105 с.

Статьи в журналах из списка ВАК:

  1. О феномене элитного семейного воспитания // Начальная школа №3, 2017 – С. 17-20
  2. Развитие идей воспитания элиты в семейной педагогике XIX века / Резаков Р.Г., Мазалова М.А. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». - 2012. - № 1. - С.97 - 105.
  3. Генезис воспитательных традиций в семье русских императоров в XVIII – начале XX века / М.А. Мазалова // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика.  – 2012. – Т. 12, вып. 1. – С. 90 — 94.
  4. Эволюция элитности в семейном воспитании купечества в XIX веке / Мазалова М.А. // Вестник Томского государственного педагогического университета. –   2012. – № 5 (120). – С. 91 – 95.
  5. Становление и развитие элитивистских тенденций в теории и практике семейного воспитания и домашнего обучения в России в XVIII веке / Мазалова М.А. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -  Т. 14. –  №2(3). – 2012. – С. 621 – 625.
  6. Категория «элитности» в исследованиях истории семейного воспитания / Мазалова М.А. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки».- № 7 (71). – 2012. – С. 124 – 127.
  7. Базовые категории современной концепции элитопедагогики / Мазалова М.А. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - № 3(21). – 2012. -  С - 239-243.
  8. Элитизация личности в условиях семейного воспитания / М.А. Мазалова // Человеческий капитал. – 2012. - № 10 – 11 (№ 46 – 47). – С. 67 – 73.
  9. Общая характеристика исследования развития элитного семейного воспитания и домашнего образования в России (историко-педагогический аспект) / Мазалова М.А. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - № 4(26). – 2013.
  10. Об «элитном» и «элитарном» как сущностных характеристиках практики семейного воспитания / М.А. Мазалова // Вестник Томского государственного педагогического университета. –   2013. – № 11 (139).
  11. Взаимодействие начальной школы и семьи: историко-педагогический аспект / М.А. Мазалова // Начальная школа. - 2014. - № 11 - С. 43 -46
  12. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курмелева, Е.Н. Ахтырская, М.А. Мазалова // Начальная школа. - 2014. - № 11. - С. 55 - 59.
  13. Об уточнении содержания понятия «семейное воспитание» в историко-иедагогических исследованиях / М.А. Мазалова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 16. - №2. - 2014. - С. 86 - 89.
  14. Мазалова М.А. Этапы развития элитного семейного воспитания и домашнего образования в России в XVIII – начале XX веков // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. - № 3. – С. 151 – 164.
  15. Мазалова М.А. Развитие традиций элитности в теории и практике семейного воспитания и домашнего образования в России в XIX веке // Человеческий капитал. – 2020. - № 11. – С. 122 – 130.
  16. Мазалова М.А. Развитие семейного воспитания и домашнего образования в купеческих семьях уездного города в XIX - начале XX веков: традиции элитности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – № 1 (34). – С. 183-186.

Статьи в РИНЦ

Мазалова М.А. Выявление и поддержка талантливой и одаренной студенческой молодежи через участие в конкурсах и олимпиадах педагогической направленности // Инновации и пискологическая компетентность педагога : Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 2. – Саратов : Саратовский источник, 2020. – 312 с. – С. 41 – 44.

  1. Мазалова М.А. Изучение природы в условиях домашнего образования в России в XIX веке // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : Материа-лы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М. А. Заниной. – Саратов: Саратовский источник, 2020. – С. 166 – 170.
  2. Портфолио как технология накопительной оценки  на уроках окружающего мира // Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-методической конференции. – Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 185-188.

 

Мазалова М.А. Этапы развития элитного семейного воспитания и домашнего образования в России в XVIII – начале XX веков // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. - № 3. – С. 151 – 164. 

Мазалова М.А. Развитие традиций элитности в теории и практике семейного воспитания и домашнего образования в России в XIX веке // Человеческий капитал. – 2020. - № 11. – С. 122 – 130.

Мазалова М.А.  Выявление и поддержка талантливой и одаренной студенческой молодежи через участие в конкурсах и олимпиадах педагогической направленности // Инновации и пискологическая компетентность педагога : Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 2. – Саратов : Саратовский источник, 2020. – 312 с. – С. 41 – 44. 

Мазалова М.А. Изучение природы в условиях домашнего образования в России в XIX веке // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : Материа-лы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М. А. Заниной. – Саратов: Саратовский источник, 2020. – С. 166 – 170. 

Мазалова М.А.  Портфолио как технология накопительной оценки  на уроках окружающего мира //  Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-методической конференции. – Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 185-188. 

Мазалова М.А. Развитие семейного воспитания и домашнего образования в купеческих семьях уездного города в XIX - начале XX веков: традиции элитности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – № 1 (34). – С. 183 – 186.

Мазалова М.А. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе вуза // Паритеты, приоритеты и акценты в цифровом образовании. Сборник научных трудов. В 2-х частях. – Саратов : Саратовский источник, 2021. – С. 48-51.  

Мазалова М.А. Инновационные технологии оценки предметных достижений по курсу «окружающий мир» (на примере технологии «Портфолио») // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем. Материалы IX   Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.А. Заниной. – Саратов : Саратовский источник, 2021. – С. 232-234. 

  1. Мазалова М.А. Детство в российской императорской семье в XVIII веке // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов : Саратовский источник, 2022. С. 144-147.
  2. Мазалова М.А. Роль гувернёра-наставника в семейном воспитании будущих императоров // Физик: ученый, педагог, наставник : Сборник научных трудов. – Саратов: Саратовский источник, 2023. – С. 228 – 230.
  3. Мазалова М.А. Домашнее образование и семейное воспитание в семьях балашовских купцов: элитные практики // Высшее педагогическое образование в провинции: традиции и новации. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией О.В. Бессчетновой, П.А. Шацкова. – Саратов :Саратовский источник, 2023. – С. 365-369.

 

Победы в грантах и научных проектах: 
  1. Грант РГНФ № 02-06-00181а «Социально-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями»
  2. Грант ИОО № CTJ209 Программа «Гражданское общество», конкурс «Мы – сограждане», проект «Воспитание толерантности у учащейся молодежи на основе развития социального партнерства»
  3. Грант РГНФ № 03-06-00461а. «Развитие общественного участия в муниципальной образовательной системе на основе проектной деятельности»
  4. Грант РГНФ №06-06-00524а «Профилактика наркомании в молодежной среде в условиях общеобразовательной школы»
  5. Грант №07-06-00827а «Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в условиях общеобразовательного учреждения малого города европейской части России»
  6. Грант РГНФ № 08-06-00547а «Психолого-педагогическая поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации»
Повышение квалификации: 
Инновационное содержание гуманитарных дисциплин в условиях реализации ФГОС , Саратов, ИДПО СГУ, 2022 г.