Skip to main content Skip to search

X ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР - СОВЕЩАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ

9 октября, 2020 - 10:00

X ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР - СОВЕЩАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ

6-8 ОКТЯБРЯ В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ ПРОШЕЛ

 X ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР - СОВЕЩАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ

 (190 ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ )

В рамках семинара-совещания были рассмотрены многие актуальные вопросы, связанные с реализацией государственной политики в сфере высшего образования, выполнением указов президента Российской Федерации, результатами и ходом реализации мероприятий федеральных проектов, входящих в национальный проект «Образование» (в части высшего образования), а также вопросы организации обучения и соблюдения трудовых прав работников в условиях дистанционного режима работы и проведения других мероприятий по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.

Наибольшее внимание было уделено вопросам, касающихся эффективности социального партнёрства и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в образовательных организациях, подготовке проекта нового Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021-2023 годы; совершенствования системы оплаты труда и организации контроля за уровнем заработной платы работников образовательных организаций высшего образования, результатам внедрения «эффективного контракта», вопросам охраны труда, совершенствования профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций высшего образования, повышения их заинтересованности в качестве своего труда.

Одним из докладчиков был заместитель Министра науки и высшего образования РФ Афанасьев Дмитрий Владимирович. Он в своем докладе «О реализации государственной политики в сфере высшего образования» поделился мнением о том, что месяцы пандемии обострили многие проблемы системы образования, которые преодолеть, возможно, только через сотрудничество и совместные решения. К выявленным проблемам, с которыми столкнулись Вузы Афанасьев Д.В. отнес, в первую очередь, слабость инфраструктуры (интернет, дефицит компетенций преподавателей и студентов), ресурсов (финансовых в том числе).

Особое место было отведено результатам мониторинга высших учебных заведений. 

1. Массовых вспышек по заболеваемости в ВУЗах нет. Ни один Вуз не закрыт.

 2. Потери есть – 37 человек. Преимущественно это люди старше 65 лет. Поэтому продолжать самоизоляцию данной категории граждан необходимо.

3. Многие Вузы сейчас эффективно используют «гибридный» вариант обучения, совмещая дистанционный формат и очное обучение.

4. Некоторые студенты были недовольны очень скудным способом доведения информации (учебник, сканированные копии). Это тоже стало обсуждаемым вопросом. Какие методы и способы работы со студентом более эффективны и доступны для преподавателя?! Данный вопрос остается трудным и дискуссионным.

К срочным задачам докладчик отнес: совершенствование нормативно-правовой баз, завершить работу с ФГОС 3 ++, обсудить будущий макет новых стандартов (педагоги); усовершенствовать порядок приема на обучение в 2021 году; корректировка некоторых задач национального проекта «Образование».

В заключении Афанасьев Д.В. поблагодарил участников семинара-совещания, отметил весомый вклад Профсоюзов в развитие и усовершенствование системы образования РФ и высказал намерение на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Председатель КСП Профсоюза Магомедов Магомед Гасанханович в своем выступлении обратил внимание на то, что несмотря на критику «дистанта», ест все же плюсы и минусы такого обучения. Обратил внимание, что КСП проводило и продолжает проводить конференции, встречи с представителями Министерства науки и образования России. Сейчас образовательная программа «Чистый университет» проходит во многих Вузах, где центральное место отведено проблеме - как нам жить в период пандемии?; как быть эффективными и продуктивными?

Член Президиума КСП Профсоюза, председатель первичной профсоюзной организации работников Удмуртского государственного университета Анисимов Андрей Евгеньевич познакомил всех собравшихся с результами социологического исследования мнения преподавательского сообщества об итогах и перспективах внедрения системы «эффективного контракта». В докладе прозвучала, как положительная, так и отрицательная оценка системы «эффективного контракта». По вузам страны «эффективный контракт» осуществлялся, базируясь на установление минимальных рейтинговых баллов; распределение баллов по структуре, стимулирование (надбавка ежемесячная, по полугодиям). Вопрос, который стоит наиболее остро – унифицировать и рассмотреть показатели рейтинга для ВУЗов.

Наиболее информативным и интересным был доклад заместителя Председателя Общероссийского Профсоюза образования Дудина Вадима Николаевича  на тему «О реализации федеральных проектов «Молодые профессионалы», «Экспорт образования». В своем докладе Дудин В.Н. заострил внимание на том, что некоторые Вузы могут перейти полностью на дистанционное обучение. В марте-апреле 2020 года система образования столкнулась с ЧС, так как 95% студентов и школьников перешли на дистанционную форму обучения. Система должна была сохранить свою устойчивость. В большинстве показателей вузы справились с новыми реалиями. Анализ Вузовских практик показал, что сложилось несколько форматов образовательной деятельности: синхронная (проведение вебинаров, видеоконференций, онлайн-консультаций); заочная форма (выкладывалось задание, сроки ее выполнения), смешанный или гибридный. Не малая часть студентов была фактически переведена на заочную форму. Это свидетельствует о накопившемся отставании части вузов от современных цифровых технологий. Стало понятно, что эффективное использование требует новых навыков, как от ППС, так и от студентов. Некоторые процессы в вузах невозможно перевести на «цифру». Здесь речь идет о лабораторных, практических занятиях. Контакт между студентом и преподавателем необходим.

По данным мониторинга Вузов – 20% ВУЗов сохранили обучение в синхронном режиме (проведение видеоконференций, вебинаров). Это не плохой показатель для работы в условиях пандемии.

Выводы: необходима социальная и психологическая поддержка, как студентов, так и ППС. Многие студенты нуждаются в индивидуальных траекториях развития. 34% студентов не считают «дистант» не эффективным.

Встреча проходила в онлайн режиме.

С дополнительными материалами можно ознакомиться здесь.