Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

В рамках международного съезда в СГУ прошла «Педагогическая мастерская сельского учителя»

15 ноября, 2021 - 13:00

В рамках международного съезда в СГУ прошла «Педагогическая мастерская сельского учителя»

В пятницу, 12 ноября, в рамках международного съезда учителей и преподавателей  русской словесности на базе Саратовского  университета проходила работа педагогической мастерской сельского учителя. Дискуссионная онлайн-площадка организована совместно с Тверским государственным университетом. К онлайн-трансляции присоединились педагоги из Белгородской, Нижегородской, Воронежской, Тамбовской, Калужской, Оренбургской, Ростовской, Самарской областей, республик Калмыкии, Марий Эл, Татарстан, Краснодарского края.

Со словами приветствия к участникам обратилась руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елина: «Сегодня на площадках Саратовского университета и Тверского государственного университета впервые в истории мы проводим секцию под названием “Педагогическая мастерская сельского учителя”. Мы рады приветствовать наших коллег, работающих в малых городах России, сельских школах. У вас накоплен огромный уникальный опыт преподавания русского языка и литературы, которым вы сможете поделиться с нашей аудиторией. Мы надеемся, что наше сегодняшнее заседание будет интересным и продуктивным для каждого из вас».

Участников педагогической мастерской приветствовала ректор Тверского государственного университета, член Совета Федерации Л.Н. Скаковская: «Данная площадка затрагивает важнейшие вопросы преподавания русской словесности в сельской школе. Эту секцию с полной уверенностью можно назвать одной из важнейших в рамках съезда. Ведь именно грамотное преподавание русской словесности в сельской школе является залогом развития и поддержания родного языка. Для нашего вуза большая честь стать соорганизатором площадки и принять в виртуальных стенах учителей и преподавателей из разных регионов России». Людмила Николаевна считает, что работа сельского учителя, особенно словесника, неоценима, потому что именно через его восприятие молодое поколение становится духовно развитым и личностно ориентированным.

С началом работы педагогической площадки педагогов поздравил ректор СГУ А.Н. Чумаченко. «Приятно осознавать, что Саратовский университет стал частью масштабного педагогического форума и совместно с Тверским университетом проводит одну из крупнейших площадок. Его участники поднимут вопросы читательской грамотности старшеклассников, поделятся опытом преподавания русского языка и литературы в сельской школе, секретами развития способностей и талантов у детей из малых городов, будут освещать инновационные методы работы с текстами и многое другое», – рассказал о планах работы секции Алексей Николаевич.

В своём вступительном слове он также подчеркнул тот факт, что университет давно и плодотворно ведёт партнёрскую работу со школами. На базе вуза работает федеральная инновационная площадка по поддержке молодых учителей региона, в октябре этого года начал работу виртуальный педагогический класс для старшеклассников области. Учёными СГУ разработан первый электронный навигатор для учителей-словесников.

В продолжение встречи педагоги представили свои доклады по методикам, которые используются на уроках русского языка и литературы. Учитель русского языка и литературы МКОУ «Лев-Толстовская СОШ» (с. Льва Толстого, Калужская область) Н.А. Герасимова говорила об особенностях преподавания литературы в сельской школе. Она выделила ряд результативных технологий, которые сама использует в образовательном процессе: технологию критического мышления, включение в обучение буктрейлеров, анонсов художественных произведений и чтение с остановками для лучшего усвоения материала.

Своими методиками преподавания русского языка и литературы в сельской школе поделилась учитель русского языка и литературы Объединённой СОШ № 6 им. В.А. Сулева (х. Объединённый, Ростовская область) И.Г. Лемешко. Она отметила значимость внедрения федерального проекта для школьников «Пушкинская карта», благодаря которому детям из глубинки становится доступным посещение учреждений культуры по всей стране.

О важности воспитания духовно-нравственных ценностей и развития интереса к культуре у молодого поколения в своём выступлении говорила и учитель русского языка и литературы СОШ (с. Мунино, Саратовская область) Калима Мухамеджанова.

Учитель русского языка и литературы СОШ № 1 (с. Старое Дрожжаное, Республика Татарстан) М.И. Мышова озвучила перечень наиболее важных проблем, с которыми приходится сталкиваться сельскому учителю. Среди них сокращение числа общеобразовательных учреждений, отсутствие мотивации к обучению у школьников, слабая социальная поддержка, большие объёмы отчётности и отсутствие свободного времени, что ограничивает творческую деятельность педагога.

Роль взаимодействия вуза и школы отметила учитель русского языка и литературы СОШ № 8 (г. Петровск, Саратовская область) Т.Ю. Сторожева. Она представила доклад на тему «Развитие способностей и талантов у детей малых городов России», где рассматривала проведение лингвистических конкурсов среди учащихся как неотъемлемый элемент образовательного процесса.

Старший преподаватель кафедры русской филологии и медиаобразования СГУ на базе Гуманитарно-экономического лицея М.И. Кабанова и доцент кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ А.В. Раева затронули тему олимпиадной подготовки в условиях сельской школы.

Марина Игоревна говорила о тех проблемах, с которыми сталкиваются участники олимпиад по русскому языку. Это, в первую очередь, сложность в поиске ресурсов и осмыслении задач. Именно поэтому, по её словам, особенно важно развивать критическое мышление, которое позволяет в большей степени понимать и анализировать поставленные задачи. В своём выступлении А.В. Раева подробно рассмотрела типы олимпиадных вопросов, включающие в себя анализ текста, тестовые и творческие задания.

В рамках модуля «Обсуждение проблем преподавания литературы в сельской школе России» был презентован первый в России электронный Навигатор по современной русской литературе в помощь учителю-словеснику. Его представила доцент кафедры русской и зарубежной литературы Г.М. Алтынбаева. Проект разработан совместно с доцентом кафедры общего литературоведения и журналистики Р.И. Павленко, научный редактор – профессор кафедры Е.Г. Елина.

Структура навигатора включает в себя ряд разделов: литературная критика, литературоведение, классика, литературные премии и другие. Материал для ресурса отбирался в соответствии с запросами учителей и учащихся, а также доступностью текста в Интернете. Использование навигатора позволит не только ознакомиться с современными писателями и критиками, но и послужит основой к подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.

В рамках модулей секции участники также смогли обсудить роль метапредметных проектов в школьной практике словесника, развитие критического мышления на уроках русского языка, работу с учащимися с низкой мотивацией и низкими образовательными результатами по русскому языку, создание интерактивного образовательного пространства на уроках русского языка в сельской школе и другие важные аспекты деятельности учителя-словесника. Обсуждение докладов проходило не только на базе площадки, но и в чате, где участники могли задать вопросы выступающим.

Напомним, что Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности проводится с 11 по 13 ноября Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова при поддержке Общества русской словесности и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). В его работе принимают участие 2.5 тысячи учителей и преподавателей русского языка и литературы из 60 стран мира. Мероприятия проводятся на площадках 25 российских, зарубежных научных и образовательных организаций.

В заключение директор Института филологии и журналистики Л.С. Борисова поблагодарила докладчиков и предложила ряд тезисов в резолюцию форума.

По материалам информагентства «Университет»