«Педагогическое образование» (профиль «Филологическое образование») – одно из традиционно востребованных образовательных направлений Института филологии и журналистики. Наши выпускники без труда находят работу после окончания университета. Они работают в школах, лицеях, гимназиях, колледжах и учреждениях дополнительного образования Саратова, Саратовской области и других городов России.
Полина Олеговна Ерпилева, заместитель директора МОУ СОШ № 77, победитель муниципального этапа конкурса «Педагогический дебют - 2020»:
«В каждом наброске, в каждом черновике учитель продолжается в своем ученике. И желание найти свое продолжение в учениках – отличный повод поступить на педагогическое направление. Моя острая потребность делать этот мир лучше, мое желание работать с подрастающим поколением, быть для них примером, и самой постоянно ради них и вместе с ними меняться к лучшему, привели меня в мой Институт. И не было ни дня, когда бы я пожалела о своем решении, хотя дни бывали разные. Моя работа – самое увлекательное и благородное, что только могло придумать человечество. Ведь я работаю с детскими душами. Именно моя профессия позволяет мне не стоять на месте и не довольствоваться малым, потому что мне не хочется быть для детей авторитетом. Мне хочется быть им товарищем, а для этого нужно быть в курсе буквально всего. Но оно того стоит. И если вы чувствуете, что такая жизнь для вас, что это – ваше призвание, вы на правильном пути».
Будущие учителя получают основательную профессиональную подготовку, изучая как филологические дисциплины (история русской литературы, современный русский язык, история языка, мировая литература и культура), так и дисциплины специализированного профессионального блока (методика обучения русскому языку, методика обучения литературе, педагогика, методика воспитательной работы, психология, основы стилистики и риторики в школе, научные основы школьного учебника русского языка и литературы, культура речи учителя и другие).
Профессия учителя творческая. Она требует умения всегда находить новое, работать в команде, проявлять себя в разных качествах: от ученого до актера. Развить в себе эти способности помогает участие в конкурсах, которых у студентов-педагогов и начинающих учителей немало. Студенты ИФиЖ активно участвуют во Всероссийском профессиональном студенческом конкурсе «Шаг в профессию», который ежегодно проходит в Саратовском университете. Его победителями неоднократно становились студенты ИФиЖ: Вероника Шинкаренко (2014 г), Олег Янковский (2015 г.), Полина Ганина (2016г.). Не менее ярко проявляют себя выпускники и в самостоятельной учительской жизни. В 2019 году выпускница Института П.Д. Ганина, учитель русского языка и литературы СОШ № 106 г. Саратова, стала победителем городского конкурса молодых специалистов «Учитель, которого ждут». В одной из номинаций муниципального этапа конкурса «Педагогический дебют-2020» победила выпускница магистратуры 2018 г., зам. директора СОШ № 77 г. Саратова П.О. Ерпилева. В городском профессиональном конкурсе «Учитель года -2020» убедительную победу одержала выпускница 2015 года, а потом и аспирантка ИФиЖ – учитель русского языка и литературы Восточно-Европейского лицея Л.С. Янковская, кандидат филологических наук.
Людмила Сергеевна Янковская, победитель городского конкурса «Учитель года – 2020», учитель русского языка и литературы Восточно-Европейского лицея, кандидат филологических наук:
«Мы можем стать достойными родителями своим детям только тогда, когда в нас достаточно сильна наша взрослая часть. А вот достойными учителями могут стать только те, в ком по-настоящему жива часть детская, отвечающая за интерес и доверие к жизни. Педагогика дает удивительную возможность раз за разом проживать тот опыт, который в жизни «обыкновенного» человека чаще всего единичен: опыт ученичества и наставничества. Получить педагогическое образование – значит сделать вклад в своё родительское будущее, будущее своих детей и будущее всего человечества».
Получив диплом учителя-бакалавра, студенты могут продолжить образование в магистратуре по направлению «Педагогическое образование». Профиль этой магистратуры – «Учитель-ученик-урок в школьной практике словесника». Как правило, магистранты совмещают свое обучение с работой в школе. По сложившейся традиции педагоги-магистранты проводят посвящение в профессию бакалавров-второкурсников, пришедших на первую самостоятельную практику в школу, встречаются с ними на тематических круглых столы после педагогической практики.
Светлана Батура, студентка 1 курса магистратуры:
«Моя первая реакция на педагогическую практику – паника. Как готовиться к урокам? Как заинтересовать детей? Как составить конспект? Эти и другие вопросы будили во мне страх. Осознание того, что в твоих руках умы больше двух десятков детей, пугало. Однако страх не самое сложное, что пришлось преодолеть. На некоторых уроках мною были допущены ошибки: где-то не обратила внимание на слайд презентации, где-то неправильно проверила. Образ учителя в моей голове не соединялся с какой-то ошибкой. Пришлось смириться с тем, что такое пока возможно, и постоянно работать».
А часов практики у студентов-педагогов много. Впервые они приходят в школу на втором курсе на организационно-воспитательную практику и в течение целого учебного года один день проводят здесь в качестве помощников классных руководителей. В ИФиЖ существует первая в России кафедра, созданная на базе школы – Гуманитарно-экономического лицея г. Саратова. Практика в этом лицее всегда связана с организацией ежегодных тематических кафедральных дней, в которых участвуют школьники и студенты. Они посвящаются дню лицея – 19 октября.
Азиза Ражабова, студентка 3 курса, председатель студсовета ИФиЖ:
«На втором курсе мне посчастливилось пройти организационно-воспитательную практику в ГЭЛ. Ее цель - приобщить студентов к организации воспитательной работы в школе, к освоению функций классного руководителя. На практике были созданы все условия для достижения этой цели. За небольшой группой студентов (3-4 человека) закреплялся определенный класс, работа с которым велась в течение года. Это было очень увлекательно и полезно! Практика - хорошая проверка того, хочешь ли ты быть учителем и готов ли им быть. На нашем курсе никто не ошибся в выборе будущей профессии».
На третьем и на четвертом курсе студенты приходят на практику уже как начинающие учителя. На несколько недель школа становится их местом работы и местом, где всерьез проверяется правильность выбора профессии. Практика проходит в школах Саратова и области под руководством методистов и школьных учителей.
Марина Рябикина, выпускница ИФиЖ 2019 г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 17 г. Саратова:
«У нас остались только положительные эмоции от педагогической практики. Безусловно, были и взлеты, и падения. Все мы сталкивались с проблемами, и все старались их разрешить. Поддержка и вера методистов, учителей, однокурсников очень укрепляла нас, заставляла не опускать руки, когда хотелось это сделать. Огромное спасибо хочется сказать всем и каждому, кто принимал участие в нашей педагогической практике, и в первую очередь самим детям, которые так тепло приняли нас».
Приём на образовательную программу бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Филологическое образование») будет осуществляться по результатам трех ЕГЭ – по русскому языку, литературе и обществознанию. Более подробную информацию об образовательном направлении, специфике программы, условиях обучения вы можете узнать, позвонив по телефону горячей линии дирекции ИФиЖ +79376397864.
Вы можете также узнать о направлениях подготовки «Филология» (профиль «Отечественная филология» и профиль «Зарубежная филология») и «Журналистика».