Документы

Об офисе приоритетных проектов и программ
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

РБК опубликовал статью о работе учёных СГУ в лаборатории «Умный сон»

9 февраля, 2022 - 09:30

РБК опубликовал статью о работе учёных СГУ в лаборатории «Умный сон»

Авторы:
Текст:
По материалам РБК
Фото:
Виктория Викторова

В рубрике «Тренды» на сайте РБК вышла статья «Учёные из Саратова научились управлять восстановительными свойствами сна». Этот материал в День российской науки открывает цикл публикаций о лабораториях, исследованиях, разработках и проектах региональных вузов из списка «Приоритет 2030».

Исследователи СГУ первыми в мире занялись стимуляцией церебральных лимфососудов в тканях мозга во время сна  сообщает РБК. Новые неинвазивные технологии открывают широкие возможности для очищения мозга от токсинов. Изучением поведения мозга во время сна занимается лаборатория «Умного сна» Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Работа лаборатории нацелена на исследования в области нейрорегенеративной медицины и создание «умных девайсов». Члены научной группы изучают реабилитационные возможности особых лимфососудов мозга.

Современные исследователи учатся использовать возможности сосудов-невидимок. Известно, что мозг способен включать иммунную защиту и регулировать вывод токсинов и метаболитов, то есть продуктов обмена тканей мозга. Саратовские учёные задались вопросом: каким образом это происходит и как на это влиять? Итогом кропотливой и оперативной работы исследователей явились пионерские результаты по открытию прозрачных лимфососудов-пылесосов в мозге человека, которые выводят из его тканей токсины.

Это открытие стало толчком к расширению научных представлений о восстановительных функциях мозга. Команда лаборатории «Умного сна» сумела привлечь к совместной работе зарубежных коллег, например Томаса Пензеля — ведущего исследователя физиологии сна, руководителя междисциплинарного центра сомнологии клиники «Шарите» (Берлин), и академика Юргена Куртца (Гумбольдтский университет в Берлине), который основал новое направление по изучению сна как маркера состояния гематоэнцефалического барьера, ответственного за поддержание здоровья мозга.

О работе учёных рассказала заведующая кафедрой физиологии человека и животных биологического факультета СГУ, заместитель руководителя по коммерциализации научных разработок Научного медицинского центра О.В. Семячкина-Глушковская: «Сейчас в команде 50 человек, половина — молодые учёные. Так как они изучают сон, исследования проходят и ночью, и днём. Лаборатория развернулась на 165 кв. м. Здесь есть специальные помещения для работы с культурами клеток, виварий с животными без патогенных микробов, хирургический блок. Перед входом в эти помещения специалистам каждый раз нужно надевать специальные костюмы. Работа ведётся на микроскопе с функцией мультифотонной микроскопии. В такой комплектации он единственный в России. Прибор осуществляет глубокое сканирование живых объектов в режиме реального времени, позволяя безопасно и безвредно работать с разными организмами».

Доклинические испытания на мышах проходят на базе лаборатории СГУ, клинические начнутся в ближайшие месяцы в Поволжском исследовательском медицинском университете. Партнёры из клиники «Шарите» будут заниматься автоматизированной подачей фотовоздействия. Проект на стыке медицины, физики и биологии показывает реальные возможности междисциплинарного подхода современных вузов и их партнёров.

Помимо изучения сосудов-невидимок, команда лаборатории «Умный сон» развивает проект «Лимфоокно» по доставке лекарственных препаратов в мозг для борьбы с опухолями.

Проекты лаборатории «Умного сна» послужили основой для одного из стратегических проектов Программы развития СГУ, выигранной университетом в рамках «Приоритета 2030». Так что в ближайшие годы саратовским исследователям есть чем заняться. Приоритетные направления работы в 2022 году: «Доставка лекарств в мозг и лечение глиомы при помощи громкой музыки», «Новая эра в трансплантации тканей: скаффолы-габионы «из пробирки» для лечения травм спинного мозга», «Лимфоокно в мозг: новые методы доставки лекарственных препаратов», «Ночная терапия болезни Альцгеймера», «Пионерская неинвазивная фототехнология лечения глиомы».

Полный текст статьи читайте по ссылке.