Skip to main content Skip to search

Школа молодого политолога

23 апреля, 2018 - 20:15

Школа молодого политолога

21 апреля 2018 года в Саратовском национальном исследовательском университете имени Н.Г. Чернышевского состоялась Школа молодого политолога на тему: "Политическое лидерство и политические лидеры XXI века". ШМП была организована кафедрой политических наук юридического факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского, Региональным отделением Российского общества политологов Саратовской области, Молодежным отделением Российского общества политологов Саратовской области при поддержке Министерства образования Саратовской области, Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Город Саратов».

В мероприятии приняли участие школьники 10-11 классов г. Саратова и Саратовской области, учителя, студенты СГУ. Общее количество участников составило 81 человек, из них: 50 школьников, 8 учителей, 17 студентов и 6 преподавателей СГУ.

Школа молодого политолога - это научно-образовательный проект, нацеленный на знакомство учащихся образовательных учреждений нашей области с основами политической науки посредством посещения мастер-классов, лекций, интерактивных занятий, участия в деловых играх, дебатах, научных дискуссиях.

В рамках данного проекта каждый участник сможет приобрести знания в сфере анализа одной из актуальных проблем современной политологии, опыт индивидуальных выступлений и участия в работе исследовательских коллективов, навыки ведения публичной дискуссии, возможность проявить свою активную гражданскую позицию. Цель Школы молодого политолога состоит в повышении интереса молодежи к общественно-значимым событиям и процессам, происходящим в стране, чтобы помочь осознать необходимость участия и влияния на них.

Пленарное заседание Школы молодого политолога состоялось в 531 аудитории 12 корпуса СГУ. На заседании выступили:

Семенова Вера Геннадьевна к.п.н., доцент кафедры политических наук, заместитель декана юридического факультета СГУ;

Карев Алексей Станиславович – заместитель председателя Студентов и аспирантов юридического факультета, студент 3 курса направления подготовки «Политология» СГУ;

Вилков Александр Алексеевич – председатель Регионального отделения Российского общества политологов Саратовской области, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой политических наук СГУ;

Митрохин Владимир Алексеевич – почетный работник Высшей школы Российской Федерации, д.и.н., профессор кафедры политических наук СГУ;

Казаков Александр Александрович – к.п.н., доцент, доцент кафедры политических наук СГУ;

Богданов Артём Владимирович – председатель Молодежного отделения Российского общества политологов Саратовской области, к.п.н., доцент кафедры политических наук СГУ.

Они поприветствовали участников мероприятия, рассказали о целях и задачах научно-образовательного проекта Школа молодого политолога, о тематике мастер-классов, а также о специальности «Политология», о специфике научной, учебной, общественной и культурной жизни на юридическом факультете СГУ.

 

После этого для школьников и учителей состоялись три мастер-класса.

Мастер-класс профессора А.А. Вилкова был посвящен особенностям и функциональности имиджа политического лидера в современных условиях. На основе наглядной презентации и краткой лекции  школьники получили представление об эволюции имиджа и имиджевых технологий, об основных гранях имиджа политического лидера, его видах и особенностях использования. Затем участники разделились на группы и выполнили практические задания.

В рамках первого они должны были составить портрет «идеального имиджа» Президента РФ для молодежного сегмента российского электората, раскрыв его персональные, социальные и символические характеристики. Школьники с интересом и эмоционально обсуждали в каждой группе: какого возраста должен быть «идеальный президент»; каким должно быть его образование, жизненный и профессиональный опыт; какой должна быть его политическая  программа; должен ли он быть членом какой-либо партии; какими должны быть его идеологические предпочтения; и т.д. После групповой презентации  каждого «идеального образа» был согласован его общий вариант.

В рамках второго задания группы школьников должны были попробовать свои силы в качестве «практических имиджмейкеров»: проанализировать и оценить  структуру и основные характеристики имиджа конкретного молодого политического лидера в современной России. После активного и критического обсуждения они обосновали свое видение слабых мест данного политика и сформулировали свои собственные предложения по корректировке и оптимизации его образа в информационном пространстве.

 

В рамках мастер-класса д.и.н., профессора  В.А. Митрохина были рассмотрены важнейшие составляющие публичной речи современного политика, особенности восприятия людьми вербальной информации.

В краткой лекции профессора были рассмотрены ключевые композиционные схемы, используемые ораторами для достижения убедительности, ясности и выразительности публичной речи. С опорой на классические источники, школьникам были  продемонстрированы основные этапы подготовки выступления, акцент был сделан как на информационной, так и на психологической составляющих.

Практическая часть занятия предполагала обретение навыков в выборе оптимальной стратегии убеждающей речи, усвоении приёмов формирования доказательной базы публичной речи. С этой целью учащиеся были разделены на четыре группы, каждой из которой было предложено подготовить выступление с опорой на эмпирические данные и  логику,  а также с апелляцией к эмоциям и пафосу.  Присутствующие педагоги и руководитель мастер-класса оценили выступления по пятибалльной системе.

 

Мастер-класс доцента кафедры политических наук А.А. Казакова был посвящен «секретам» создания имиджа политических лидеров в СМИ. Сначала школьникам было рассказано об основных механизмах, при помощи которых журналисты влияют на сознание своих аудиторий в требуемом направлении. Затем все участники мастер-класса разделились на 3 группы, каждая из которых должна была найти как можно больше различий в двух газетных статьях, посвященных одному и тому же человеку. После этого представители команд презентовали результаты своих обсуждений. По итогам мастер-класса школьники на собственном опыте убедились в том, насколько различным может быть освещение в прессе конкретной персоны или события.

 

По итогам мастер-классов  участникам и научным руководителям были вручены сертификаты и благодарности.

В заключение школьникам и учителям были розданы  анкеты, в которых они дали оценку  проведенному  мероприятию. Наряду с благодарностью, в качестве пожелания было сформулировано предложение сделать подобные мероприятия регулярными и были предложены конкретные темы для дальнейшей работы со школьниками.