Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Методология исторического образования

Направление подготовки: 
Форма(ы) подготовки: 
очная
заочная
Ведется набор
Язык обучения: 
Русский
Методические и иные документы, разработанные для обеспечения образовательного процесса (очная форма): 
Нормативный срок обучения очно: 
2 года
Аннотация профиля: 

Обучение по образовательной программе «Методология исторического образования» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) осуществляется согласно ФГОС ВО, утвержденному приказом Минобрнауки России № 126 от 22 февраля 2018 года с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России № 82 от 8 февраля 2021 г.

Основная образовательная программа «Методология исторического образования» реализуется СГУ с 2013 года в Институте истории и международных отношений в очной и заочной формах обучения.

Срок обучения, включая предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации каникулы, при очной форме обучения составляет 2 года, а при заочной – 2 года 4 месяца.

Выпускник, освоивший программу, может осуществлять профессиональную деятельность в такой области профессиональной деятельности и (или) сфере профессиональной деятельности, как «Образование и наука» (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; научных исследований).

Типы задач профессиональной деятельности выпускника, на которые ориентирована программа магистратуры: педагогический; методический; научно-исследовательский.

Перечень профессиональных стандартов, на которые ориентирована образовательная программа «Методология исторического образования»:

01.001 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 года, регистрационный N 30550);

01.003 Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 298н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 года, регистрационный N 52016).          

В процессе обучения студенты проходят следующие практики:

– научно-исследовательская практика – это первый этап подготовки к выполнению ВКР и предусматривает такие этапы и виды работы обучающихся, как изучение специальной литературы; апробирование результатов научно-исследовательской работы на конференциях различного уровня; подготовка курсовой работы по тематике ВКР и ее публичная защита;

– педагогическая практика. Магистранты имеют право выбирать место прохождения практики (учреждения общего, среднего или высшего профессионального образования). При стационарном проведении практики обучающиеся проводят в ИИМО лекционные и практические занятия с бакалаврами. При выездной форме проведения – занятия и воспитательные мероприятия в общеобразовательных школах, техникумах или колледжах.

– преддипломная практика имеет целью написание выпускной квалификационной работы.

Общее руководство научным содержанием программы магистратуры «Методология исторического образования» осуществляет доктор исторических наук, профессор В.А. Чолахян, который руководит научной темой «Проблемы исторического образования в России: наследие прошлого и современные тенденции развития», осуществляет научно-исследовательские проекты по направлению подготовки «Педагогическое образование», имеет ежегодные публикации по соответствующей тематике в ведущих отечественных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также ежегодно выступает на национальных и международных конференциях.

Преподаватели, привлекаемые к реализации программы магистратуры, регулярно повышают квалификацию по таким программам подготовки, как «Современные образовательные технологии в профессиональном образовании», «Ролевой репертуар современного педагога: коуч, ментор, тьютор, эдвайзер, фасилитатор», «Повышение педагогического мастерства. Формирование мировоззрения, обеспечивающее реализацию знаний студентов в профессиональной практической деятельности» и др.

Процесс обучения полностью обеспечен с общесистемной, учебно-методической, информационной и материально-технической позиций, отвечает кадровым и финансовым условиям реализации ООП магистратуры, обозначенных в ФГОС ВО, а также требованиям к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности обучающихся.

На базе ИИМО функционируют 3 научно-образовательных центра (НОЦ «Региональное историческое наследие и кросс-культурные связи», НОЦ «Подготовка музейных экспозиций и туристских маршрутов», НОЦ по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии), а также Центр изучения истории и культуры немцев России, археологическая лаборатория Нижнего Поволжья. Для занятий используются 3 компьютерных класса, лингафонный кабинет, 2 кабинета с интерактивными досками.

Наряду с возможностями Саратовского государственного университета, в образовательном процессе используются кадровые и материальные ресурсы музеев, архивов и общеобразовательных школ Саратовской области.

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности: 

Магистранты участвуют в научных исследованиях по инициативной кафедральной теме НИР «Проблемы исторического образования в России: наследие прошлого и современные тенденции развития». Приоритетными темами научных исследований для магистрантов являются:

- актуальные проблемы исторического образования во взаимосвязи со стратегическими целями политического развития страны;

актуальные вопросы теории и методологии исторического образования;

- формирование у студентов современной культуры профессионального общения, основанной на этических принципах и нормах;

- исследование социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся;

- проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учётом особенностей предметной области; 

- осуществление обучения и воспитания в учреждениях образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

 - изучение соотношения формационного и цивилизационного подходов к истории, использование историко-сравнительного метода для оптимизации исторического образования; 

- изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в процессе образования;

- использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

-  становление цифрового обучения как процесса организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы (результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате).

В Институте с 2003 года издается Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории» (зарегистрирован в системе РИНЦ), где магистранты имеют возможность опубликовать результаты своих исследований. С 2008 г. в Институте ежегодно проводится международная научная конференция «Актуальные проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории», в педагогической секции которой принимают участие как педагогические работники учреждений образования, так и магистранты, обучающиеся по программе «Методология исторического образования».