15-16 октября 2021 г. на факультете психолого-педагогического и специального образования состоялась международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху».
Конференция проходила в очно-заочной форме с использованием дистанционных технологий. Большинство докладчиков принимали участие в конференции в онлайн режиме.
Открыл конференцию Раиль Мунирович Шамионов, доктор психологических наук, декан факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития. Он подчеркнул, что логопедическая наука в Саратовском университете имеет давние традиции, традиционными также стали в СГУ конференции под общим названием «Специальное образование и социокультурная интеграция», которые получили международный статус. Раиль Мунирович пожелал участникам конференции успешной работы, плодотворного профессионального общения.
Со вступительным словом к участникам конференции обратился В.П. Крючков, доктор филологических наук, заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики Саратовского университета. Он отметил, что тематика конференции привлекла внимание свыше двухсот специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Оренбурга, Магнитогорска, Самары, а также зарубежных стран: Польши, Армении, Кыргызстана, Беларусии, Венгрии. В.П. Крючков подчеркнул также, что глобальная цифровизация предоставляет большие возможности в коррекционно-педагогической работе, но и порождает многие проблемы, решению которых призвана способствовать проходящая в СГУ конференция.
Первое пленарное заседание открыла директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии А.А. Алмазова (МПГУ, Москва). Ее доклад был посвящен возможностям и перспективам развития специальной педагогики в цифровой среде
В докладе И.С. Горностаева, методиста отдела апробации и методического сопровождения ООО «Мобильное электронное образование» (Москва) был охарактеризован образовательный контент, адресованный в том числе учащимся с ограниченными возможностями здоровья различных возрастов.
Информационно-коммуникационные и цифровые технологии в специальной педагогике в республике Казахстан были проанализированы в докладе К.Н. Даркуловой, доцента кафедры дошкольной и специальной педагогики Южно-Казахстанского государственного педагогического университета (Шымкент, Казахстан).
Доклад Ж.А. Пайлозян, доктора педагогических наук, доцента кафедры логопедии и восстановительной терапии Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна (Ереван) был посвящен логопедическим аспектам билингвизма.
Коррекции просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией был посвящен доклад Л.В. Лопатиной, профессора, заведующего кафедрой логопедии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург).
Авторский взгляд на проблему формальных и содержательных аспектов логопедического обследования в докладе «Логопедическое обследование: в поисках оптимального варианта» представила О.Е. Грибова, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики (Москва).
Логичным продолжением теоретических и методических изысканий российских специалистов в области логопедии стал доклад польских коллег под руководством доктора филологических наук, профессора Гданьского университета (Республика Польша) Станислава Милевского «Формирование языковой компетенции неговорящих с помощью программы “Mówik”».
Второе пленарное заседание открыл доклад Н.В. Микляевой, профессора кафедры дошкольной дефектологии Московского педагогического государственного университета (Москва) «Цифровая образовательная среда в специальном и инклюзивном образовании».
Использованию интерактивных технологий в комплексной реабилитации детей с когнитивными нарушениями было посвящено выступление Е.Е. Алексеевой, кандидата медицинских наук, заместителя главного врача Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Детский центр медицинской реабилитации» (Саратов).
В ходе второго пленарного заседания в докладе доктора психологических наук, профессора кафедры логопедии РГПУ имени А.И. Герцена С.Ю. Конратьевой (Санкт-Петербург) пристальное внимание было уделено проблеме профилактики дискалькулии у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также коррекции имеющихся нарушений математического развития (дискалькулией).
Опытом коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в республике Беларусь поделилась Н.В. Крюковская, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики специального образования Гродненского государственного университета имени Я. Купалы (Гродно, Беларусь).
Устранению заикания, поиску оптимальных путей его коррекции был посвящен доклад группы психологов и логопедов под руководством доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника ФГБНУ «Психологический институт РАО» Н.Л. Карповой (Москва) «Младшие школьники в разновозрастной группе семейной логопсихотерапии».
Вопросам применения инновационных программ, их эффективности в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) было посвящено выступление О.И. Азовой, кандидата педагогических наук, директора центра «Логомед Прогноз» (Москва).
Консолидация усилий, координация научно-методических аспектов деятельности специалистов в области комплексной реабилитации лиц с ОВЗ, диагностики, коррекции, восстановления и предупреждения речевых нарушений у детей и взрослых рассматривались в рамках работы 14 секций.
15 октября в рамках конференции был проведен круглый стол, на котором рассматривались национально-культурные особенности этносов и вопросы межэтнической коммуникации в молодежной среде. Модератором выступила доцент кафедры логопедии и психолингвистики СГУ Т. Ф. Рудзинской.
Работу конференции 16 октября продолжил мастер-класс по диагностике и коррекции заикания, проведенный Е.Д. Бурмистровой - старшим преподавателем кафедры логопедии и психолингвистики Саратовского университета, логопедом отделения реабилитации Саратовской областной детской клинической больницы.
16 октября состоялся круглый стол «Взаимодействие некоммерческих организаций с научно-исследовательскими подразделениями Саратовского университета». Модератором выступила доцент кафедры коррекционной педагогики Саратовского университета М. Д. Коновалова.
Были также подведены итоги конкурса студенческих работ, проведенного в рамках международной конференции.
Среди бакалавров победителями стали Останина Е. Ю. (РГПУ имени А.И. Герцена) и Голунова В. А. (Самарский государственный социально-педагогический университет).
Второе место заняли Порошина А. М. (Саратовский университет) и Кобзева А.О. (Самарский государственный социально-педагогический университет).
Диплом III степени получила Самойлова П. А. (Саратовский университет).
Среди магистрантов победителем был признан Серёгин К.В. (Саратовский университет)
Второе место было отдано Архиповой В. Д. и Сидяйкиной А. Д. (Саратовский университет).
Дипломом III степени награждены магистранты Саратовского университета Архипова А. Р. и Афонина Е. Н.