Skip to main content Skip to search

Будущие педагоги начальных классов – участники мастер-класса профессора кафедры ЮНЕСКО

16 марта, 2019 - 11:00

Будущие педагоги начальных классов – участники мастер-класса профессора кафедры ЮНЕСКО

Авторы:
Текст: 
Т.Г. Фирсова
Т. Симагина
Фото: 
А. Лобанова

14 марта на базе Свято-Покровской православной классической гимназии г. Саратова в рамках международного форума «Гуманизация образовательного пространства», приуроченного к 110-летию СГУ и 100-летию высшего педагогического образования в Саратовской области, состоялся мастер-класс «Растить в себе человека: уроки литературного чтения». Ведущей выступила Мария Павловна Воюшина, доктор педагогических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, автор учебников по литературному чтению для начальной школы, координатор проекта «Школа диалога» (Санкт-Петербург).

Мастер-класс проходил в форме урока, на котором ученики 3 класса познакомились с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Красный шарик в синем небе». Урок строился по всем законам художественного восприятия младших школьников: сначала Мария Павловна прочитала ребятам произведение, потом прошло выявление первичной реакции на текст, обмен эмоциональными впечатлениями. Проблемным вопросом стало выявление динамики эмоций главных героев, поэтому при аналитическом перечитывании рассказа обучающиеся должны были подчеркивать в тексте те слова, которые помогают эту динамику выявить.

Урок получился невероятно живым и интересным как для учеников, так и для педагогов, т.к. открыл множество методических приемов организации целостного анализа художественного произведения. Одним из продуктивных путей школьного анализа Мария Павловна считает диалог искусств, поэтому после анализа произведения детям было предложено рассмотреть 4 иллюстрации к рассказу. Ребята пытались соотнести иллюстрацию и конкретный эпизод текста, обосновать выбор художником того или иного эпизода, мысли, увидеть специфику передачу чувств героев средствами живописи. Марии Павловне удалось построить с детьми настоящий диалог, в ходе которого раскрылся авторский замысел.

В продолжение разговора, Мария Павловна подробнее рассказала о принципах и особенностях построения линии учебников «Школа диалога». Диалог в представленной линии учебников понимается как способ познания, основа образовательного процесса. В диалоге высказываются различные точки зрения на один и тоже вопрос и Мария Павловна отмечает: «Нужно получать удовольствие от того, что ты видишь разное».

Участники семинара получили возможность познакомиться с комплектом рабочих тетрадей «Комплексная итоговая работа ВПР на отлично» (1-4 классы), в которых представлены варианты диагностики метапредметных результатов обучения, задания на формирование всех видов универсальных учебных действий. Такие пособия могут использоваться как для обучения, так и для диагностики уровня знаний.

Татьяна Симагина, студентка 3 курса профиля «Начальное образования», от имени все присутствующих на мастер-классе студентов поблагодарила спикера: «Мы выражаем слова благодарности Воюшиной Марии Павловне за возможность получения нового и невероятно ценного опыта! Это поможет нам успешно пройти первую педагогическую практику».