Skip to main content Skip to search

Основное направление научной деятельности кафедры логопедии и психолингвистики - «Современные подходы к диагностике, коррекции и предупреждению речевых нарушений». Научный руководитель доктор филологических наук Владимир Петрович Крючков. В разработке научного направления участвуют преподаватели и магистранты кафедры логопедии и психолингвистики. Результаты научной работы отражены в многочисленных публикациях различного уровня, в сборниках, монографиях и методических пособиях, в числе которых:

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных статей / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. - Саратов: Изд-во «Наука образования», 2013. 164 с. 

Выпуск 1.http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2017/02/27/1.pdf

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов: Вып. II / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. - Саратов: Издательство «Буква», 2014. 184 с.

Выпуск 2.http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2017/02/27/2.pdf

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов. Вып. III / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. - Саратов: Амирит, 2015. 200 с. 

Выпуск 3.http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2017/02/27/3.pdf

Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: сб. научн. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (г. Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Науч. ред. В.П. Крючков, ред.-сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. - Саратов: издательство «Саратовский источник», 2017. 354 с. https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2018/03/05/sbornik_ontogenez.pdf

Основные публикации сотрудников кафедры

Vladimir Kryuchkov, Olga Koshcheyeva, Natalia Maltseva and Olga Yakunina.   Professional psycholinguistic training of speech therapists in higher education // SHS Web of Conferences. Volume 70 (2019). Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). Rostov-on-Don, Russia, November 22-23, 2019. I.V. Abakumova and E.V. Vorobyova (Eds.).  10004. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2019/11/shsconf_ictdpp2018_10004.pdf

Бочкарева Т.А. К вопросу о диагностических методиках в логопедии // Наука и школа. 2020. № 4. С. 117-125. http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/117124.pdf

Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. №5. https://mir-nauki.com/PDF/81PSMN519.pdf

Константинова О.А.  Логопедическая работа со взрослыми пациентами с дизартрией в неврологическом отделении // Клиническая геронтология. Научно-практический медицинский рецензируемый журнал. ISSN 1607-2499. Клиническая геронтология. Научно-практический медицинский рецензируемый журнал. 2019. № 9-10. С.  (в соавт. с Гаранькиной И.А.). https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-rabota-so-vzroslymi-patsientami-s-dizartriey-v-nevrologicheskom-otdelenii

Константинова О.А., Крючков В.П., Кощеева О.В. Проблема формирования межличностного взаимодействия учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования: коммуникативно-речевой аспект // Вестник Томского государственного педагогического университете. № 6 (212).С.99-107. https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2020&issue=6&article_id=7902

Кощеева О.В. Использование обратного словаря для развития навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи // Наука и школа, 2020. № 5. С. 190-197. http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/190197.pdf

Кощеева О.В., Георгица Е.А. Актуальные вопросы подготовки студентов-логопедов к работе с детьми первого года жизни и их ближайшим окружением // Дефектология, 2020. № 3. С. 65-73. http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=86277&SECTION_ID=38

Крючков В.П., Карпова Н.Л., Терешкова Е.Б., Сенаторова К.П., Пуговкина Е.А. Гуманное пространство семейной групповой логопсихотерапии // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 6. – С. 90-95. file:///C:/Users/Владимир/Downloads/karpova_n.l._kryuchkov_v.p._tereshkova_e.b._senatorova_k.p._pugovkina_e.a._.pdf

Темаева И.В. Геронтное общение: социолингвистический взгляд на проблему // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология, выпуск 4. 2020.С. 407-412. file:///C:/Users/Владимир/Downloads/sociologiya_2020_4-407-411%20(1).pdf

Бочкарева Т.А Диагностика нарушений и восстановление речевой функции при акустико-мнестической постинсультной афазии // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / Отв. ред. В.П. Крючков. Саратов: Саратовский источник, 2020. С.24-31. (В соавт. С Ланщекова В.Е.)

Бочкарева Т.А. Коррекция нарушений письменной речи у школьников-билингвов с (НВ)ОНР // Актуальные научные исследования в современном мире: Сб. научных трудов ХХІІІ Междунар. научн. конф. 26-27 марта 2017 г., Переяслав-Хмельницкий. - Переяслав-Хмельницкий, 2017.  Вып. 3(23), Ч. 1 (соавт. С.И. Железняк).

Бочкарёва Т.А., Патралова З.С. Современный русский язык (лексика, морфемика, словообразование). Практический курс. Для студентов специальностей "Логопедия", "Специальная психология", "Олигофренопедагогика", "Тифлопедагогика". - Саратов. 2012. 

Бочкова А.В., Константинова О.А. Формирование фонематического восприятия дошкольников как залог успешнеого обучения в школе // Актуальные проблемы логопедии: сб. науч. и науч.- метод. трудов V выпуск / под. ред. Крючкова В.П.  –Саратов: Саратовский источник, 2012.  – С. 31-38.

Георгица Е.А. Организация речемыслительной деятельности младших школьников в личностноразвивающем обучении. – Саратов, 2013.

Георгица Е.А. Развитие интонационной стороны речи старших дошкольников с ОНР // "Этнокультурное образование в современном мире": Сб. науч. статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции "Этнокультурное образование в современном мире" (г. Саратов, 18-20 апреля 2017). -  М., 2017.

Журкина Е.А., Георгица Е.А.  Значение дыхательной опоры в работе над просодическими компонентами речи // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В.П. – Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 59-63.

Константинова О.А. Использование интерактивной доски в реализации логопедической программы по формированию читательской компетенции у школьников с дислексией // Актуальные проблемы логопедии: сб. науч. и науч.- метод. трудов V выпуск / под. ред. Крючкова В.П.  –Саратов: Саратовский источник, 2012.  – С. 63-71.

Константинова О.А. Способ изучения словарных слов младшими школьниками // PROчтение: Дислексия в XXI веке. Сборник материалов IX Междунарожной конйеренции Российской ассоциации дислексии. 2020. Изд-во: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (Москва). С. 92-97. (в соавт. с Поповой М.П.)

Константинова О.А. Гендерный подход к обучению школьников. – Саратов, 2009.

Константинова О.А. Логопедическая практика в школе: учебное пособие. - Саратов, 2012.

Константинова О.А., Циклаури И.Н. Использование модуль-системы обследования речевой функции у пожилых пациентов при различных формах афазии // Клиническая геронтология. Научно-практический медицинский журнал. Том 23. 2017. № 9-10.

Кощеева О.В. Речежанровая составляющая в общей системе логопедической работы // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В.П. – Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 72-76.

Кощеева О.В. Жанры детской речи. - Саратов, 2013.

Кощеева О.В. Психолингвистические и логопедические принципы изучения словообразования у детей // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза" (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017). - Саратов, 2017.

Крючков В.П. Система помощи детям с расстройством аутистического спектра в США // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В.П. Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 3-23 (В соавторстве с Я. Муллаевой).

Крючков В.П. Возможности применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017). - Саратов, 2017. (соавт. А.А. Копичева).

Крючков В.П. Дискурс русского православного юродства: коммуникативно-речевая стратегия и тактика // XXV Страховские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции: сб. науч. тр. - М., 2017 [Электронное издание] (соавт. У.А. Богатырева).

Крючков В.П. Речевой онтогенез и «чувство языка»: методологический и методический аспекты // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017). - Саратов, 2017.

Крючков В.П. Система дополнительного образования учителей-логопедов в Саратовской области: учебное пособие. - Саратов, 2017 (соавт. Н.А. Пушкарева).

Крючков В.П. Теория и методика обучения чтению в специальной (коррекционной) и общеобразовательной школе: учебное пособие. - Саратов, 2012.

Мендришора А.В., Георгица Е.А. Проблемы реализации комплексного подхода в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников в условиях логопункта // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В.П. – Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 80-85.

Никитенко А.А.      Нарушения интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой формой дизартрии// Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск/ Под редакцией Крючкова В.П. – Саратов: Саратовский источник, 2020. С.85-93 ISBN 978-5-6045416-4-7

Рудзинская Т.Ф., Новикова Е.С.  Исследование сформированности коммуникативных навыков  у младших школьников с нарушениями зрения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 6-8 (62). С. 142-148.

Темаева И.В. Индивидуальная логопедическая тетрадь: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - Саратов, 2016.

Темаева И.В. Особенности логопедической работы по восстановлению речевой функции у представителей геронтологической группы // Клиническая геронтология. Том 23. 2017. № 9-10.

Темаева И.В., Бутузова Т.В., Благонравова Ю.СИз опыта работы по организации музыкально-ритмических- занятий у детей с нарушениями речи в ДОУ / Актуальные вопросы диагностики и абилитации детей с нарушениями речи и поведения// Альманах Марианны Лынской. Выпуск 2. Под редакцией М.И. Лынской М.: ИП Лынская М.И., 2020 С. 121-128.

Якунина О. В. Логопедическая работа над развитием связной речи старшего дошкольника с РАС // Специальное образование и социокультурная интеграция : сборник научных статей / – Саратов : Саратовский университет, 2020. – Вып. 3: материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» 15–16 октября 2020 г., г. Саратов. – 742 с. : ил. – URL: https://sgu.ru/node/165354

Якунина О. В. Особенности связной речи страшего дошкольника с расстройстовм аутистического спектра. // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / Под ред. Крючкова В.П. – Саратов: Саратовский источник, 2020. 131-136 с.

Якунина О.В.  Артикуляционная характеристика звуков русской речи. - Саратов, 2012.

Якунина О.В. Фонетические основы логопедии: учебное пособие для логопедов. - Саратов, 2015.

Якунина О.В. Фонетический анализ текста: Учебно-методическое пособие. - Саратов, 2011.

Якунина О.В., Кунакина М.А. Особенности общего и речевого развития старших дошкольников с расстройством аутистического спектра // Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных статей / – Саратов : Саратовский университет, 2020. – Вып. 3: материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» 15–16 октября 2020 г., г. Саратов. – 742 с. : ил. – URL: https://sgu.ru/node/165354