Skip to main content Skip to search

Сотрудники кафедры педагогической психологии и психодиагностики ведут активную научно-исследовательскую деятельность.

Все сотрудники кафедры участвуют в научно-исследовательской работе в рамках НИУ СГУ по теме «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности: системно-диахронический подход». НИР заявлена в рамках основного направления научных исследований ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательсский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского». Ведущие ученые НИР – д.пс.н., проф. М.В.Григорьева, д.пс.н., проф. Р.М.Шамионов. Основными результатами НИР по данной проблематики явилась концепция социализации и психологической адаптации как нелинейных и диахроничных процессов, связанных с постоянным установлением равновесия в системе требований социальной среды и внутренними возможностями личности. Опубликована серия научных статей в ведущих рецензируемых изданиях, а также монографии: Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психология социальной активности молодежи: проблемы и риски. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. 384 с.: ил.; Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психология субъективного благополучия и социальной адаптации личности. Саратов. Изд-во: Саратовского ун-та. 2014. 196 с.: ил.

М.В.Григорьева, Л.Е.Тарасова, И.В.Малышев принимают участие в НИР, поддерживаемой грантами РГНФ: 2011-2013 гг. «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (руководитель – д.пс.н., проф. М.В.Григорьева); 2015-2017 гг. «Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества» (руководитель –  д.пс.н., проф. М.В.Григорьева). В результате по темам грантов опубликовано около 50 научных статей, учебно-методические пособия, монографии  Григорьева М.В. Способности и готовность личности к адаптации как ресурсы жизнеспособности // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты» / Отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 509 с. (Труды Института психологии РАН). С. 220-230; М.В.Григорьева, А.Р.Вагапова, Л.Е.Тарасова и др. Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества / под ред. М.В.Григорьевой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. 124 с.: ил.

Каждый из сотрудников кафедры работает над интересующей его проблемой, связанной с социализацией и психологической адаптацией личности.

Н.М.Голубева – рефлексия как механизм психологической адаптации.

М.В.Григорьева – психологическая адаптация личности в образовательной среде школы и организации высшего образования.

Н.П.Кириленко – формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения.

И.В.Малышев – стрессоустойчивость личности и ее адаптационные возможности в различных социально-психологических условиях.

Л.Е.Тарасова – психология педагогической деятельности.

М.С.Ткачева – помехоустойчивость личности.

Т.В.Хуторянская – психология взаимодействия семьи и школы.

Т.Н.Черняева – социализация детей и подростков в условиях дополнительного образования.

За последние пять лет сотрудниками кафедры опубликовано более 150 научных работ, среди которых статьи в журналах и изданиях, представленных в РИНЦ, Web of Science, SCOPUS и др. базах цитирования. На страницах каждого сотрудника кафедры содержится информация о названиях научных работ и активные ссылки, перейдя по которым можно ознакомиться с содержанием этих работ. Результаты научно-исследовательской работы находят применение в новых курсах и дисциплинах, разрабатываемых преподавателями.

М.В.Григорьевой и Т.Н.Черняевой осуществляется руководство аспирантами. Успешно защищены 9 кандидатских диссертаций по педагогическим наукам (руководитель – к.п.н., доцент Т.Н.Черняева) и 4 – по психологическим наукам (руководитель – д.пс.н., профессор М.В.Григорьева).