Skip to main content Skip to search

Направленность аспирантуры: Математические и инструментальные методы экономики

Направление подготовки: 
Форма(ы) подготовки: 
очная
Ведется набор
Язык обучения: 
Русский
Календарный учебный график (очная форма): 
Методические и иные документы, разработанные для обеспечения образовательного процесса (очная форма): 
Нормативный срок обучения очно: 
3 года
Аннотация направленности : 

Выпускник по направлению подготовки 38.06.01 Экономика направленность «Математические и инструментальные методы экономики» решает следующие профессиональные задачи, касающиеся его научно-исследовательская деятельность в области экономики:

- Разработка и развитие математического аппарата анализа экономических систем: математической экономики, эконометрики, прикладной статистики, теории игр, оптимизации, теории принятия решений, дискретной математики и других методов, используемых в экономико-математическом моделировании.

- Теория и методология экономико-математического моделирования, исследование его возможностей и диапазонов применения: теоретические и методологические вопросы отображения социально-экономических процессов и систем в виде математических, информационных и компьютерных моделей.

- Разработка и исследование макромоделей экономической динамики в условиях равновесия и неравновесия, конкурентной экономики, монополии, олигополии, сочетания различных форм собственности.

- Разработка и исследование моделей и математических методов анализа микроэкономических процессов и систем: отраслей народного хозяйства, фирм и предприятий, домашних хозяйств, рынков, механизмов формирования спроса и потребления, способов количественной оценки предпринимательских рисков и обоснования инвестиционных решений.

- Разработка и развитие математических методов и моделей глобальной экономики, межотраслевого, межрегионального и межстранового социально-экономического анализа, построение интегральных социально- экономических индикаторов.

- Математический анализ и моделирование процессов в финансовом секторе экономики, развитие метода финансовой математики и актуарных расчетов.

- Построение и прикладной экономический анализ экономических и компьютерных моделей национальной экономики и ее секторов.

- Математическое моделирование экономической конъюнктуры, деловой активности, определение трендов, циклов и тенденций развития.

- Разработка и развитие математических методов и моделей анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов общественной жизни: демографических процессов, рынка труда и занятости населения, качества жизни населения и др.

- Разработка и развитие математических моделей и методов управления информационными рисками.

- Развитие теории, методологии и практики компьютерного эксперимента в социально-экономических исследованиях и задачах управления.

- Конструирование имитационных моделей как основы экспериментальных машинных комплексов и разработка моделей экспериментальной экономики для анализа деятельности сложных социально-экономических систем и определения эффективных направлений развития социально-экономической и финансовой сфер.

- Разработка систем поддержки принятия решений для рационализации организационных структур и оптимизации управления экономикой на всех уровнях.

- Разработка систем поддержки принятия решений для обоснования общегосударственных программ в областях: социальной; финансовой; экологической политики.

- Разработка концептуальных положений использования новых информационных и коммуникационных технологий с целью повышения эффективности управления в экономических системах.

- Развитие теоретических основ методологии и инструментария проектирования, разработки и сопровождения информационных систем субъектов экономической деятельности: методы формализованного представления предметной области, программные средства, базы данных, корпоративные хранилища данных, базы знаний, коммуникационные технологии.

- Проблемы стандартизации и сертификации информационных услуг и продуктов для экономических приложений.

- Развитие методов и средств аккумуляции знаний о развитии экономической системы и использование искусственного интеллекта при выработке управленческих решений.

- Развитие гипертекстовых технологий и разработка модельных тренажеров в сфере педагогической деятельности по обучению экономическим специальностям и подготовке управленческих кадров.

- Развитие инструментальные методы анализа механизмов функционирования рынков товаров и услуг в условиях глобализации мировой экономики и свободной торговли.

- Развитие экономических методов обеспечения информационной безопасности в социально-экономических системах.

Выпускник аспирантуры за период обучения осваивает публикации научных исследований, в том числе необходимые для формирования авторской концепции раскрытия темы диссертационной работы, для формирования профессиональных знаний возможной педагогической деятельности по основным направлениям подготовки, а также для формирования у аспиранта методологических приемов аналитического подхода к возможной профессиональной деятельности в органах государственной власти и управления, академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, общеобразовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, др.

Одной из форм организации проведения научных исследований на экономическом факультете является активное участие аспирантов в научно-исследовательской работе по направлениям и темам, финансируемым из различных грантов российских и зарубежных научных фондов, а также согласно тематическому плану НИР, участие в научных конференциях различного уровня, а также проведение научных семинаров на кафедре.

Одной из форм организации и активизации проведения научных исследований является подготовка и издание журнала «Известия СГУ. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право» (4 выпуска в год). Журнал входит в список изданий, рекомендуемых ВАК при защите кандидатских диссертаций по направлению 38.06.01 Экономика.

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности: 

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению подготовки 38.06.01 Экономика направленность «Математические и инструментальные методы экономики» включает аналитический анализ, математическое и информационное обеспечение анализа и управления социально-экономическими объектами и процессами.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших ООП ВО являются:

–концептуальные (фундаментальные) проблемы экономической науки;

–прикладные проблемы функционирования различных экономических агентов, рынков и систем;

–математические методы экономического анализа и компьютерной обработки экономической информации;

–проблемы организации, функционирования и эксплуатации автоматизированных информационных систем экономического профиля.  

Выпускник должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, регламентированными ФГОС: научно-исследовательская деятельность в области экономики и педагогическая деятельность.

Задачи, решаемые в преподавательской деятельности:

-разработка учебных курсов по областям профессиональной деятельности, в том числе на основе результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований, включая подготовку методических материалов, учебных пособий и учебников;

-преподавание экономических дисциплин и учебно-методическая работа по областям профессиональной деятельности;

-ведение научно-исследовательской работы в образовательной организации, в том числе руководство научно-исследовательской работой студентов.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

Образовательная деятельность по программе аспирантуры предусматривает:

-проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, научно-практических занятий, коллоквиумов, и иных форм;

-проведение практик; научно-исследовательскую деятельность, в рамках которой обучающиеся выполняют самостоятельные научные исследования в соответствии с направленностью программы аспирантуры;

-проведение контроля качества освоения программы аспирантуры посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и государственной итоговой аттестации.

Выпускник аспирантуры за период обучения осваивает публикации научных исследований, в том числе необходимые для формирования авторской концепции раскрытия темы диссертационной работы, для формирования профессиональных знаний возможной педагогической деятельности по основным направлениям подготовки, а также для формирования у аспиранта методологических приемов аналитического подхода к возможной профессиональной деятельности в органах государственной власти и управления, академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, общеобразовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, др.

Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать:

универсальными компетенциями (УК):

  • способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
  • способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
  • готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
  • готовностью использовать современные методы и технологии научные коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
  • способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
  • способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

  • способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);
  • готовностью организовать работу исследовательского коллектива в научной отрасли, соответствующей направлению подготовки (ОПК-2);
  • готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-3);

профессиональными компетенциями (ПК):

·владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области научной специальности Экономика (ПК - 1);

·способность проводить моделирование социально-экономических процессов и систем (ПК-2);

 способность проектировать информационные технологии для решения экономических задачи и разрабатывать средства их реализации  (ПК-3).

Подгружаемые файлы: