Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Юрий Голуб: мой жизненный выбор – университет

Юрию Григорьевичу Голубу – 70 лет. Из них в университете он больше полувека. Сначала как студент и аспирант, а после защиты диссертации в 1978 году началась его преподавательская деятельность. За эти годы он сформировался как опытный педагог и крупный учёный, наставник научной смены и эффективный руководитель.

Ю.Г. Голуб – автор и соавтор монографий и многочисленных статей. Сфера его научных интересов весьма многогранна. Это и системное исследование деятельности международных производственных объединений профсоюзов в XX веке, и рассмотрение важных аспектов региональной истории, и изучение малоизвестных сюжетов кануна и начала Великой Отечественной войны. И, конечно, проблематика современных международных отношений.

Накануне юбилея мы взяли интервью у заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, доктора исторических наук, профессора Ю.Г. Голубадиректора Института дополнительного профессионального образования, заведующего кафедрой международных отношений и внешней политики России Института истории и международных отношений.

Фото Виктории Викторовой

 

– Юрий Григорьевич, когда Вы поняли, что изучение истории может стать вашим профессиональным делом?

– На этот вопрос коротко не ответишь. Оканчивая школу, об университете вообще не думал. Хотя слово «университет» узнал ещё мальчишкой. В начале 60-х годов в нашем доме появился очень колоритный сосед. С большой седой бородой. Спросил о нём у отца. Он ответил: ректор университета. Я ничего не понял, но слово запомнил. Уже став старше, узнал – это был Роман Викторович Мерцлин.

Так вот. По окончании школы планировал поступать в МГИМО, но при одном придуманном самим условии: если будет золотая медаль (серебряные тогда отменили). Это было реально. 9-й и 10-й классы закончил только на «отлично». За сочинение на экзамене получил «четвёрку». Встал перед трудным выбором. И принял тогда первое серьёзное самостоятельное решение: буду поступать в университет, на романо-германское отделение. Мечта о международных отношениях ещё доминировала. Родители такое намерение не поддержали. Их совет был однозначный: надо поступать на исторический факультет. Историю я любил, хорошо её знал и с этим согласился.

Так в 1970 году оказался в университете и остался в нём на всю последующую жизнь. И о сделанном выборе никогда не жалел. А юношеской мечте о международных делах остался верен. Кандидатская и докторская диссертации, защищённые по международной тематике, работа на кафедре международных отношений – тому подтверждение.

– Но кафедра международных отношений возникла далеко не сразу…

– Сначала двадцать лет был на кафедре истории КПСС, ставшей со временем кафедрой политических наук. Пришёл совсем молодым аспирантом, ушёл доктором с должности профессора, заместителя заведующего кафедрой. Прошёл там уникальную школу. Многому научился у Владимира Борисовича Островского и Владислава Васильевича Всемирова, по рекомендации которого меня и пригласили на истфак заведовать кафедрой отечественной истории новейшего времени. В 2010-м возглавил созданную кафедру международных отношений и внешней политики России.

Навсегда запомнил свой первый преподавательский день 4 сентября 1978 года. По расписанию в этот день моя нагрузка составляла 10 часов. С утра три пары семинарских занятий у физиков на дневном, и в этот же день на вечернем лекция у физиков, а затем у химиков. И так каждый понедельник, в другие дни было легче. Вот так я становился преподавателем.

– Вы известный учёный. Что бы выделили в своей научной деятельности?

– Непростой вопрос. Всё по-своему для меня дорого, значимо. Ну, уж если выделять, тем более в мае, отмечу публикации, посвящённые событиям кануна и начала Великой Отечественной войны.

В 2009 году вышла монография «Бессарабская проблема в контексте советско-германских отношений в 1939–1941 гг.». В ней обосновывается вывод о том, что именно чрезмерное, по мнению Гитлера, усиление Советского Союза у порога Балкан в немалой степени заставило его ускорить нападение на СССР.

Книга «Иран в фокусе политики великих держав. 1941–1943», вышедшая в 2015 году, рассматривает другой малоизученный аспект Великой Отечественной войны – вхождение Красной Армии в Иран в августе 1941 года. Напомню, что это произошло в момент, когда на советско-германском фронте шли ожесточённые бои. Когда в разгаре было Смоленское сражение, от исхода которого зависела судьба Москвы. Когда на счету, без преувеличения, было каждое боеспособное формирование, каждая единица техники. И вот в этот весьма напряжённый момент происходит ввод советских войск в северные районы Ирана. Причём задействованы были весьма солидные силы – соединения трёх общевойсковых армий, включавшие в свой состав 16 дивизий, в том числе 2 танковые. Проведение столь масштабной операции с отвлечением значительных сил вне прямой связи со сложной военно-стратегической ситуацией на советско-германском фронте, безусловно, должно было иметь веские причины. Их выяснению и посвящена книга. Но не только этому. В ней реконструируется непростой процесс выстраивания в годы войны союзнических отношений между странами антигитлеровской коалиции и роли в этом иранского фактора. Особое внимание уделено выработке общей позиции СССР и Великобритании относительно Ирана и проведению в этой стране первой совместной военной операции союзников, получившей весьма символическое название «Согласие».

В последние годы сконцентрировался на проблематике современных международных отношений. Совместно с профессором С.Ю. Шениным опубликован цикл статей в таких авторитетных академических журналах, как «Мировая экономика и международные отношения», «Международные процессы», «Современная Европа», «США и Канада: экономика, политика, культура». Статьи посвящены анализу дискуссий внутри американского политического класса по актуальным вопросам мировой повестки: отношениям с Россией и Китаем в рамках «зелёного транзита», перспективах контроля над стратегическими вооружениями, судьбе ядерной сделки с Ираном, выходу из договора о ракетах средней дальности, отношениям с союзниками по НАТО и другим.

С 2005 года под моей редакцией выходит ежегодный межвузовский сборник научных трудов «Образование в современном мире». Уже вышло 17 выпусков.

Особо выделю работу с аспирантами и докторантами. Под моим руководством защищено 25 диссертаций, в том числе три докторских.

 

Вручение дипломов выпускникам-международникам. Фото из личного архива

 

– Недавно Вы приняли участие в научном форуме, состоявшемся в Институте Европы РАН. Тема Вашего выступления обозначена достаточно интригующе. О чём шла речь?

– Интригующе? «Украинский кризис. Опыт исторического сравнения». Так оно называлось. Попробую коротко раскрыть интригу. Все мы нередко обращаемся к прошлому, пытаясь найти в нём созвучные современности сюжеты. Обращаемся прежде всего для того, чтобы уяснить характер прецедентов, уточнить, к чему они в итоге привели.

И в этом отношении происходящее на Украине, конечно, диктует поиск исторических аналогий. Украинский кризис стал серьёзным потрясением для европейской, да и глобальной безопасности, учитывая активную и возрастающую вовлечённость в него коллективного Запада. И в этом смысле он беспрецедентен. Хотя многие причинные и содержательные моменты просматриваются и в событиях полувековой давности. Имею в виду появления на месте Восточного Пакистана при вооружённой поддержке Индии независимого государства Бангладеш. Просто удивительные и многочисленные совпадения. Вплоть до того, что, как заявлял впоследствии экс-президент Никсон, США в тот момент не исключали ядерной войны с русскими…

Наверное, надо написать статью.

– Без малого десять лет Вы были проректором университета…

– Очень насыщенный период жизни, позволивший приобрести новые, как сейчас говорят, компетенции. Внести на этой позиции вклад в усилия всего университетского сообщества по развитию родного вуза.

– А конкретнее?

– Даже не знаю, что выделить… Каждый период по-своему примечателен, насыщен своими проблемами, приоритетными задачами… Говорю эти фразы, а сам думаю, что ответить. В памяти прежде всего всплывает 100-летие, Дом молодых учёных. И, конечно, НИУ. Да, НИУ! Это был прорыв. Да еще какой! Над осуществлением этого проекта почти год напряжённо работал весь университет и, конечно, весь ректорат. Была сформирована рабочая группа из четырёх человек, в которую был включён и я. Мы были призваны аккумулировать все предложения подразделений, а главное, опираясь на достигнутый потенциал вуза, дать рекомендации по основным направлениям деятельности СГУ в качестве национального исследовательского университета. Было непросто. Насколько непросто, свидетельствует такой пример. Как объединить в одном направлении мощную гуманитарную компоненту университета? Десяток факультетов и институтов со своими интересами, научными школами. И это ведь половина университета. Идея пришла мне неожиданно. Предложил направление «Риски социальных систем». Все сразу согласились.

Работали над программой напряжённо несколько месяцев, и в общем получилось. С 2010 года наш университет – национальный исследовательский.

– Теперь поговорим об ИДПО. Вы руководите Институтом почти 20 лет, фактически с момента его создания.

– Ну, об Институте, о дополнительном профессиональном образовании можно говорить не один час. Тут всё просто. К 20-летию ИДПО написал большую статью. Она размещена на институтском сайте. Кто захочет, может посмотреть. Скажу лишь, что в университете сложилась стройная система дополнительного профессионального образования. Неслучайно в своё время СГУ был включён в число базовых университетов Минобрнауки по повышению квалификации преподавателей российских вузов. К нам приезжали коллеги со всей страны. От Калининграда до Южно-Сахалинска. Мы обучили свыше тысячи преподавателей 218 вузов из почти ста городов России. Жаль, что этот проект завершили.

Для меня работа в ИДПО важна прежде всего тем, что позволила перезнакомиться с очень многими преподавателями университета. Ведь университет – это целый мир. Факультеты и институты во многом автономны. Решают очень различные образовательные и научные задачи. От математики и физики до спорта и медицины, от истории и филологии до геологии и информатики. А к работе в ИДПО мы привлекаем всех. Были времена, когда у нас в институте работали в качестве совместителей заведующие нескольких десятков кафедр университета! Какие имена!

ИДПО решает, и решает успешно, самый широкий спектр задач. От обеспечения регулярного повышения квалификации преподавателей и сотрудников до предоставления возможности нашим студентам расширить свои профессиональные возможности. И, конечно, очень важна работа на внешнем контуре с физическими и юридическими лицами.

Особо отмечу в связи с этим реализацию ИДПО в 2021–2022 годах федерального проекта «Содействие занятости» как важной части национального проекта «Демография». Среди сотни вузов страны, отобранных к реализации этого проекта, СГУ стал одним из наиболее эффективных участников. Последний пример – успешное завершение обучения сотрудников «Норникель Спутник». Надеемся, что и головной офис этой мирового уровня корпорации примет участие в этой работе.

Потенциал университета позволяет реализовывать практически любые программы дополнительного профессионального образования и расширять присутствие университета в этой сфере, выходя далеко за рамки региона. Именно на это нас ориентирует ректор Алексей Николаевич Чумаченко.

На лекции в ИДПО. Фото из личного архива

 

– Известно, что Вы активно участвуете в общественной деятельности. Что бы Вы выделили?

– Обо всём говорить не буду. Отмечу лишь, что с 2011 года член Общественной палаты Саратовской области. Сначала в качестве руководителя Комиссии по образованию, науке и культуре, затем был избран заместителем председателя палаты. Был им восемь лет.

Особо ценю подготовку вместе с профессором Виктором Николаевичем Даниловым исторического обоснования общественной инициативы о присвоении почётного звания «Город трудовой доблести» Саратову, который в числе первых был удостоен этого звания Указом Президента.

– Юрий Григорьевич, мы встречаемся накануне Вашего юбилея. Многие считают Вас успешным человеком. Согласны с этим? И сочетаются ли понятия «успешный» и «счастливый»?

– У каждого человека, конечно, своё понимание счастья, как, собственно, и успешности. Для меня, как, наверное, и для многих, счастье – это моя любимая семья. Очень горжусь своей женой, своими сыновьями, обожаю внучку и трёх внуков. Сыновья уже многого достигли. Это очень важно для отца. С какого-то момента успехи детей воспринимаются важнее собственных. Поэтому, да, счастлив.

Что касается первой части вопроса, наверное, в целом успешен. Если по-крупному, справлялся почти со всем, за что брался. За некоторыми исключениями.

– И последний вопрос. Попробовать себя вне университета не думали?

– Нет. Хотя… Если честно, в начале 80-х всерьёз обсуждали в семье переезд в Москву. В нулевые были варианты с переходом в правительство.

Мой жизненный выбор – университет.

____________________________________

Подписи к фото (кадры из личного архива):

1 - В российском посольстве в Тегеране. Зал, где проходила в 1943 году конференция руководителей СССР, США и Великобритании
2 - Кафедра международных отношений и внешней политики России
3 - На международной конференции в МГИМО
4 - Вспоминая юношеские увлечения