Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Педагогическая династия Понукалиных: от физики к психологии

Педагогическая династия Понукалиных насчитывает три поколения физиков, психологов, социологов. Любопытно, что начинали многие из них свою деятельность на физическом факультете СГУ. 

Алексей Алексеевич Понукалин-старший: у истоков психологии

Университетская династия Понукалиных начинается с Алексея Алексеевича Понукалина. Он родился 16 апреля 1938 года в семье военного лётчика Алексея Павловича Понукалина. Вместе со своим отцом в 1945 году Алексей Алексеевич побывал в освобождённом Берлине. С юношества А.А. Понукалин был увлечён радиолюбительством, а в школе с особым интересом занимался точными науками, изучению и преподаванию которых посвятил затем свою жизнь.

Во время обучения на физическом факультете СГУ он был активным студентом: в конце 1960-х годов А.А. Понукалин возглавлял областной штаб студстройотрядов, участвовал в возведении Балаковской ГЭС. Учась в университете, работал лаборантом кафедры электроники.

В 1964 году А.А. Понукалин окончил обучение по специальности «Радиоэлектроника». Его научным руководителем был профессор, заведующий кафедрой электроники, доктор физико-математических наук В.Н. Шевчик.

В 1971 году Владимир Николаевич Шевчик, будучи ректором СГУ (1970–1977), предложил А.А. Понукалину взять руководство над недавно созданной исследовательской лабораторией. В ней учёные изучали проблемы биофизики, психоакустики, занимались проектированием приборов. Эта научная работа затем сыграла ключевую роль в том, что Алексей Алексеевич, обладая знаниями в области фундаментальной физики, сумел освоить и законы психологии.

В начале 1970-х годов в университете вновь начали обучать студентов по специальности «Психология». В связи с этим ректор В.Н. Шевчик в 1972 году поручил А.А. Понукалину совместно с заведующим кафедрой педагогики и психологии Л.П. Доблаевым оснастить приборными исследованиями проведение практикума по общей психологии.

А.А. Понукалин пригласил работать в лабораторию своих товарищей по науке, в том числе Р.Х. Тугушева, В.В. Козача и других.

«Все ближайшие люди из окружения отца, которые имели физическое образование и были близки к нему, вошли в эту лабораторию. Основной задачей университетской лаборатории стали исследования в области психологии», – рассказывает А.А. Понукалин-младший.

Во время своей преподавательской деятельности Алексей Алексеевич читал курс по инженерной психологии, организовывал практику для студентов-психологов на крупных предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

«Мой отец был инноватором. Для него было увлечением развивать новое интересное дело, которое нужно строить практически с нуля. Представьте, он закончил физический факультет и на ровном месте создал психологическую лабораторию! Новые предметы по психологии, которые он начал вести, до него никто не преподавал. Для реализации таких проектов нужны серьёзные личностные качества», – вспоминает А.А. Понукалин-младший.

В Институте психологии Академии наук СССР в 1979 году А.А. Понукалин защитил кандидатскую диссертацию по психологии труда и инженерной психологии под руководством своего учителя, профессора, заместителя директора по научной работе в ИПАН СССР Ю.М. Забродина на тему «Психологические особенности оценки сложных сигналов».

В своей статье «СГУ: физики в психологии» А.А. Понукалин писал: «Те годы были для нас, наверное, самыми плодотворными в научном смысле. Жили мы тогда весело, отмечали знаменательные даты, лаборатория и кафедра была как одна семья».

Как вспоминает сын А.А. Понукалин-младший, его отец выработал необычный стиль преподавания: со студентами он разговаривал достаточно монотонно, неэмоционально. При этом Алексей Алексеевич всегда вёл обратную связь со своими студентами, был готов отвечать на их вопросы. Его лекции были насыщенными, а его повествование представляло собой рассуждение на тему занятия. Этот подход привлекал студентов, что позволяло им лучше усваивать материал.

В сложный для всей страны период 1990-х годов А.А. Понукалину приходилось трудиться на 3–4 работах. Например, в Саратовском государственном академическом театре драмы он работал звукорежиссёром.

«В преподавании в 90-е годы остались самые стойкие. Очень многие люди ушли из этой профессии, а мой отец как-то сумел фактически перенастроить свою жизнь и смог продолжить заниматься этим делом», – вспоминает А.А. Понукалин-младший.

В 1996 году А.А. Понукалин возглавил кафедру психологии и акмеологии СГТУ, которой руководил до 2009 года. Тогда Алексей Алексеевич взялся за перспективную идею гуманитаризации образования в техническом университете, которую он с успехом осуществил. При этом А.А. Понукалин не прекращал преподавать и в СГУ.

А.А. Понукалин издавал учебники и книги. Его двухтомный труд по акмеологии был удостоен высшей награды от Министерства образования России.

Алексей Алексеевич в 1997 году защитил докторскую диссертацию по социологии на тему «Социологическое обоснование образовательных программ руководителя социопсихологической службы».

За время своей научной карьеры Алексей Алексеевич стал автором многочисленных публикаций по вопросам общей и социальной психологии. А.А. Понукалину было присвоено звание «Почётный работник высшего профессионального образования РФ».

Нельзя не признать заслуги А.А. Понукалина и в общественной жизни. Так, в 2015 году при поддержке Губернатора области В.В. Радаева он организовал движение «Наследники победы». В задачи объединения вошло поддержание связи между поколением советских воинов-победителей и их современными потомками, проведение акций памяти.

А.А. Понукалин ушёл из жизни 9 июня 2016 года, ему было 79 лет. Несомненно, Алексей Алексеевич оставил яркий след в истории саратовских физической, психологической, социологической научных школ.

«Образ моего отца сразу приходит в голову при разговоре о наставничестве, – рассказывает о своём отце А.А. Понукалин-младший. – Он являлся учителем для многих, но как минимум для меня – лучшим наставником в жизни и науке. Советы отца до сих пор ведут меня по жизни, помогают преодолеть самые сложные и необычные ситуации».

Алексей Алексеевич Понукалин-младший

Алексей Алексеевич Понукалин-младший появился на свет 3 октября 1969 года. Для него ещё в подростковом возрасте отец стал примером для подражания.

В 1992 году А.А. Понукалин закончил физический факультет СГУ по специальности «физик-оптик». Его научным руководителем был профессор, заведующий кафедрой оптики, доктор физико-математических наук В.В. Тучин.

Долгое время А.А. Понукалин трудился в сфере электроэнергетики. Затем работал на радиоприборном заводе, где возглавлял отдел маркетинга.

«Многие мои благородные поступки, которые исходят от сердца, а не от головы, так или иначе связаны с моим отцом. Он в качестве наставника прививал мне то, что для человека является важным и значимым в жизни», – рассказывает А.А. Понукалин-младший.

В 1998 году на отделении психологии СГУ Алексей Алексеевич получил образование по специальности «Психолога». В 2004 году, после работы над социально-психологическом проектом, связанным с Балаковской АЭС, он защитил кандидатскую диссертацию по социологическим наукам по теме «Стратегия социального управления развитием атомной энергетики».

К преподаванию Алексей Алексеевич шёл достаточно долго, в 2004 году он начал преподавать на кафедре психологии и акмеологии СГУ, которой тогда заведовал его отец. Обучение в аспирантуре он закончил на той же кафедре годом ранее.

«Что дало мне преподавание? Оно просто изменило мою жизнь! Конечно, процесс освоения этой профессии в 34 года был достаточно непростым, но в итоге я очень полюбил это дело», – отмечает А.А. Понукалин-младший.

В 2010 году, когда в Саратовском университете создавался факультет психологии, декан Л.Н. Аксеновская пригласила работать А.А. Понукалина в новое учебное подразделение. Первые курсы Алексея Алексеевича были посвящены психологии труда и управления.

Главная задача преподавателя, как считает Алексей Алексеевич, заключается в раскрытии потенциала личности каждого студента. Для этого А.А. Понукалин использует в своей преподавательской практике самые различные методы. Например, он всегда приветствует креативные выступления обучающихся по теме курса на своих занятиях. Кроме того, на своём семинаре во время выбора темы выпускной квалификационной работы А.А. Понукалин всегда старается учесть интерес каждого студента.

Алексей Алексеевич считает, что студенту нужно дать ту ключевую информацию, которая вызвала бы у него интерес для дальнейшей исследовательской деятельности. Самое главное – замотивировать человека для новых свершений.

«Профессия педагога первая и единственно важнейшая. Если учитель не справился со своей задачей, то в обществе не появится профессионалов, которые будут развивать страну. Наши преподавательские ошибки могут оказаться гораздо серьёзнее техногенных катастроф», – считает А.А. Понукалин.

Алексей Алексеевич отмечает, что во время общения со студентами для него важно поделиться своим научно-исследовательским опытом с молодёжью, а также получать от нового поколения почву для размышления.

А.А. Понукалин успешно работает преподавателем уже 20 лет. Сегодня Алексей Алексеевич является заместителем декана по научной работе, учёным секретарём факультета психологии, доцентом кафедры социальной психологии, автором программ по 17 курсам, в том числе по психологии труда и психологии управления, социальной психологии группы, социальной психологии инновационной деятельности.

«Отец учил меня быть человеком, способным разобраться в любой сфере жизни. Это умение очень сильно пригодилось мне на разных этапах моего становления: я мог легче других адаптироваться к сложным и необычным ситуациям, которые встречались мне на пути», – говорит А.А. Понукалин.

Так получилось, что и другие члены династии оказались связаны с работой в сфере психологии и преподавания.

***

Благодаря искренней тяге к исследованиям династия Понукалиных смогла раскрыть свой высокий интеллектуальный потенциал в физике, психологии и социологии, где каждый из членов большой научной семьи оставил значимый след в развитии науки.

***

Текст: Даниил Пронин

Фото: личный архив героев, сайта om-saratov.ru, СГТУ, СГУ