Skip to main content Skip to search

Документы

Форма служебной записки об открытии темы
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Форма служебной записки на размер выплат по командировке
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

От истории к семейным историям

Доцент кафедры истории России и археологии Виктор Петрович Тотфалушин – почти полвека (если прибавить студенческие годы) связан с Саратовским университетом. В университете он встретил свою будущую жену, здесь же учились обе его дочери. Почти 45 лет непрерывного служения преподавателем сыграли свою роль и для близкого окружения. Все члены семьи связаны с педагогикой. Начать рассказ об этой династии мы решили с блиц-интервью.

 

– Виктор Петрович, кто в вашей фамилии педагоги, и кого следует считать «родоначальником» династии?

– Педагоги в нашей семье – я, моя жена и наша старшая дочь. Младшая, не являясь преподавателем, тоже трудится в школе. Родоначальником же я считаю свою жену, которая, поступая в СГУ, уже хотела стать учителем.

– У вас, как историка, есть своё представление о том, что и как формирует профессиональные династии?

– Я думаю, что в первую очередь влияние на выбор профессии оказывает семья, а затем уже окружение и общество в целом.

– Если в семье люди занимаются одним делом, это помогает взаимопониманию или наоборот создает почву для дискуссий и споров?

– Однозначного ответа дать нельзя. С одной стороны, это сближает, позволяет обмениваться информацией, мнениями, но бывает, что и создаёт почву для споров.

– Появление в династии людей другой профессии – это пугающая аномалия или повод для радости? Что бывает причиной такого события?

– Причиной может стать, например, заключение брачного союза с представителем другой профессии. И это, конечно, радостное событие! Если же твой ребёнок захотел пойти другим путём, то нужно помочь ему в этом, а не предаваться печали.

– Правильно ли желать своим детям идти путём, уже проторенным старшим поколением?

– Пожелать детям повторить сделанный когда-то тобою выбор можно, но пусть они сделают это сами!

 

Судьбоносное решение

Родоначальником педагогической династии Виктор Петрович считает свою жену. Вот кто действительно всегда хотел быть учителем! Лариса Анатольевна – его бывшая студентка. Привыкший к точным формулировкам, он добавляет: «разница в возрасте 10 лет и 20 дней». А вот сам он перед собой задачи стать педагогом не ставил. Поступил в университет, потому что нравилась история. А ещё вычитал в объявлении о возможности выезжать на археологические раскопки. Не предвидел, что для начала придётся отработать положенный по распределению срок учителем – в школах села Рыбушка и посёлка Красный Октябрь. Правда, в первый год работы у него было больше часов по немецкому языку, чем по истории, поскольку «иняз» некому было вести, а он имел неосторожность рассказать, что пять лет провёл в Германии, когда там служил отец, и учил немецкий в школе, потом в вузе. Но тут повезло – в рыбушанской школе были все поурочные методические разработки! А хорошо усвоенные навыки разговорной речи вообще поставили его на недосягаемую по отношению к ученикам высоту. И всё же, чтобы отстоять право преподавать свой профильный предмет – историю, пришлось взбунтоваться. В Красном Октябре он уже работал историком. Оттуда же по комсомольской путевке попал в лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» и почти два года проработал профессиональным пионерским вожатым.

Осенью 1978 года Виктор Тотфалушин неожиданно получил письмо от профессора СГУ Николая Алексеевича Троицкого с предложением поступить в заочную аспирантуру, хотя, будучи студентом, специализировался на совсем другой кафедре – истории Древнего мира. Почему его пригласил ведущий специалист по истории России 19 века, так и осталось загадкой… Правда, в письме профессор позволил себе пошутить: нашей кафедре нужны не красны девицы, а добры молодцы!

А уже с ноября 1979 года Виктор Петрович стал университетским преподавателем. Если сложить почти 45 лет непрерывного служения (в следующем году юбилей) и 5 лет обучения в СГУ, то с университетом у него связаны целых полвека!

История с открытиями

Разнообразие своих научных интересов в сферах военной истории России, истории Саратовского края Виктор Петрович Тотфалушин объясняет тем, что достаточно поздно создал семью и рождение детей пришлось на переломный момент в жизни страны. Нужно было зарабатывать деньги, поэтому приходилось браться за самые разные проекты: писать статьи в энциклопедии, школьные учебники, заниматься административной работой. При этом он с сожалением замечает: «Может быть, этот разброс и необходимость в сложный момент содержать семью привели к тому, что книг и статей в результате получилось много, а докторская диссертация так и не состоялась». Но тут же не без гордости признаётся, что его книги по истории Саратовского Поволжья пользуются большой популярностью. За одну из последних – «Земля Саратовская во время Крымской войны» – автор получил Всероссийскую премию имени Н.Г. Чернышевского, а в магазине книга разошлась в считанные дни. Кроме того, его монография о Саратовской губернии в эпоху Наполеоновских войн признана одним из лучших в отечественной историографии исследований о российской провинции в годы великого противостояния России и Франции.

Нельзя не упомянуть и два значимых открытия в истории войны 1812 года, сделанных Виктором Петровичем. Одно связано с Малоярославецким сражением в октябре 1812 года, после которого Наполеон утратил стратегическую инициативу. Саратовский учёный доказал, что задержать переправу неприятеля, уничтожив мост и плотину, удалось городничему Малоярославца Петру Быкову, а не Савве Беляеву.

Второе открытие связано с личностью саратовского старожила Николая Савена. В.П. Тотфалушину и его французскому коллеге Иву Готье удалось развеять легенду о 126-летнем «офицере».  Стало ясно, что Савен был выходцем из низов, рядовым участником похода в Россию, не совершившим каких-либо подвигов, да и прожил он 103 года.

 

Очерк о научных достижениях В.П. Тотфалушина можно прочитать по ссылке.

 

Педагогическая фамилия

Среди родственников Виктора Петровича педагогом была его двоюродная бабушка, тетя мамы, Капитолина Федоровна Златогорская. Но, к сожалению, с ней он мало общался, так как отец служил в армии, и жили они то в Грузии, то в Германии, а в Саратове бывали только наездами.

Сознательно в профессию педагога пришла жена, Лариса Анатольевна Тотфалушина. Она начала работать ещё в 1981 году пионервожатой в саратовской школе № 29 (сейчас гимназия № 5), училась на вечернем отделении, а через год перевелась на дневное отделение истфака СГУ. После окончания вуза Лариса стала учителем истории 49-й школы Ленинского района, а сегодня уже 15 лет возглавляет школу № 60 имени Героя Советского Союза П.Ф. Батавина.

По мнению Виктора Петровича, для неё педагогика – дело жизни. Она всегда хотела быть успешным учителем, и стала им. Хотела развиваться, и у неё это получилось – сегодня она креативный директор. За большой личный вклад в развитие образования Лариса Анатольевна была занесена на «Доску Почета работников образования» Ленинского района, награждена знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».

Не каждый директор школы является ещё и кандидатом педагогических наук. «Это у вас семейное?», – спрашиваю я у Виктора Петровича. Он соглашается, что мотивировал жену на написание диссертации, внушая ей, что у неё хорошая подготовка, замечательный практический опыт, почему бы не попробовать? И она подготовила достойную работу. Это было время, когда в Саратове только открывались инновационные учебные заведения. Кандидатская построена на сравнении дореволюционных лицеев с их обновленной версией, с учётом практической работы в Лицее гуманитарных наук, где она была сначала учителем истории, потом завучем.

Сегодня Лариса Анатольевна является автором 13-ти научно-методических статей, членом авторских коллективов пособия «Конституционные основы государства и права: для средних учебных заведений» и учебника «История Саратовского края с древнейших времен до наших дней».

Конечно же, она использует исследовательский потенциал мужа для развития своей школы. Обязательно привлекает Виктора Петровича в качестве эксперта и члена жюри, когда в школе проходят конкурсы или конференции. Одно время он целый год даже работал здесь преподавателем, вёл два спецкурса в старших классах – «Историю Саратовского края» и «Основы научной работы». В тот год все отметили, как необычно много было успешных школьных докладов! Но чего это стоило преподавателю, который со свойственной ему скрупулёзностью и педантичностью заставил их подготовить. А что уж говорить о постоянных консультациях на дому, когда нужно подобрать какую-то информацию, литературу для мероприятий и т. д.

Кстати, младшая сестра Ларисы Анатольевны стала педагогом под её влиянием. Наталия Анатольевна Чуланова преподаёт русский язык и литературу в саратовском Лицее гуманитарных наук. Она была победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в 2008 и 2010 годах. Ей присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». По примеру старшей сестры она тоже защитила диссертацию, став кандидатом педагогических наук.

А вот дочери Тотфалушиных – Ксения и Анастасия – не стали поклонницами исторической науки. Они очень разные, и Виктор Петрович, иронизируя, связывает это с тем, что Ксения родилась ещё при советской власти, а Анастасия сразу после того, как Советского Союза не стало.

Лариса Анатольевна и Ксения в Кремлёвском дворце, 2018 г.; Анастасия в парке "Музеон", 2023 год

 

Ксения Викторовна стала учителем не сразу и не совсем потому, что хотела им стать. Сначала окончила Российский государственный университет туризма и сервиса, затем юридический факультет СГУ. Делала даже карьеру в ресторанном бизнесе, дойдя до управляющей заведением. Но судьба всё же вырулила на педагогическую стезю. В 2015 году она прошла программу профессиональной переподготовки «Саратовского областного института развития образования» по специальности «Учитель иностранного языка», благо сама выпускница бывшей «английской» школы (ныне гимназия № 3), где были заложены фундаментальные знания. Мотивировала на учительскую деятельность и победа в Москве, где она стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Была также стипендиатом Президентской премии «Талантливая молодёжь».

Ксения всегда хотела жить в Москве. Уже более 7 лет она преподаёт английский в начальных классах московской школы № 2070. Является руководителем нескольких групп дополнительного образования, в том числе объединения «Театр на английском». Сейчас сдала экзамены и подала документы на присвоение высшей учительской категории. Наверное, приятно родителям-педагогам читать характеристику на свою дочь, в которой сказано: «Ее педагогический принцип – быть активной во всех проявлениях многообразной и сложной жизни, творчески и с внутренней убежденностью подходить к делу, глубоко уважать личность каждого ребенка, чутко и заботливо относиться к нему, как можно больше приносить пользы людям».

Младшая дочь Анастасия окончила юридический факультет СГУ по специальности «Таможенное дело и товароведение», но уже шестой год работает… в школе, специалистом по кадрам. Относится к своему делу ответственно и профессионально, за что была отмечена Почётной грамотой администрации Ленинского района.

Одним из любимых занятий Тотфалушиных являются путешествия. В разное время члены семьи смогли посетить целый ряд стран – Армению, Белоруссию, Великобританию, Венгрию, Вьетнам, Германию, Грецию, Грузию, Доминикану, Испанию, Италию, Кипр, Латвию, Литву, Таиланд, Узбекистан, Украину, Финляндию, Францию, Швецию, Эстонию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенно ценной и содержательной была поездка в Венгрию, на родину предков! Ведь дедушка по отцу, которого Виктор 

Петрович застал живым и знал как Андрея Лукьяновича, на самом деле, – венгр Амбруш Тотфалуши (с принятым у венгров ударением на первый слог), участник Первой мировой войны на стороне Четверного союза, который попал в плен и осел в Ставропольском крае. Совсем недавно, благодаря интернету, Тотфалушина нашел троюродный брат Денеш Ковач. С его помощью Виктор Петрович смог проследить свою родословную до середины 19 века, выяснив, что её корни уходят в Трансильванию. А в 2019 году Виктор Петрович и Лариса Анатольевна съездили в Венгрию, встретились со своими родственниками и побывали на могиле предков.

Относительно недавно Тотфалушины построили симпатичную дачу, где хватит места всем. Однако собираться на ней семьёй удаётся только в школьные каникулы.

 

Архимедова сила

В своей педагогической деятельности (а Виктор Петрович читает общие и специальные курсы, ведёт семинарские занятия, учебные практики) он исповедует принцип закона Архимеда. Его интерпретация такова: чем сильнее надавишь, тем больше получишь отдачу. Поэтому, признаётся он, «меня, может, далеко не все любят, я являюсь очень строгим преподавателем, но меня это не смущает». Он работает с первокурсниками и отлично понимает, что среди современных студентов не все приходят, чтобы стать историками, преподавателями, есть и другие мотивы.

Приходится делать из них студентов, учить любить родную историю. «В этом плане мои коллеги, которые работают на старших курсах, значительно счастливее меня, – уверен Виктор Петрович. – К тому моменту те, кто не способен учиться, уже отпали, остальные научены порядку. Коллеги, можно сказать, благоденствуют на моих трудах».

«Но встречаются и звёздочки! – продолжает он. – У меня сейчас на четвёртом курсе две талантливые дипломницы. И темы у них интересные: «Декабристы и Кавказ» и «Военно-патриотическое воспитание обучающихся в современной школе (на примере изучения Отечественной войны 1812 года)».

 

Тамара Корнева