Суслова
Ольга
Ивановна
Образование
- 1994-1999: факультет коррекционной педагогики и специальной психологии СГПИ им. К.А. Федина (специальность – «Олигофренопедагогика»);
- 2004-2007: аспирантура при СГСЭУ;
В научных рецензируемых изданиях
- Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Изучение феномена адаптационной готовности в психолого-педагогическом аспекте: современное состояние и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020 №2. https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN220.pdf
- Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (пилотажное исследование) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2020/5/psychology/suslova-hmelkova-sharov.pdf
- Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Изучение адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования) // Высшее образование сегодня. 2020. № 9. С. 78-84. ISSN: 1726-667X. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.09.P.78
Суслова О.И. Мотивационный компонент в структуре профессионального становления будущих специалистов / Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. №11. - 2005.С.165-168 ISBN 5-87309-613-9
2. Суслова О.И. Мотивационный компонент профессионального становления будущих специалистов / Вестник Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова. № 4. Вып. 2.- 2006. С. 158-161
3. Суслова О.И. Сформированность мотивационного компонента профессионального становления у будущих специальных психологов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т.4. Вып. 4. С. 365-370.
В изданиях РИНЦ
1. Суслова О.И. Формирование мотивационного компонента профессионального становления / Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Специалист». №7, 2006. С. 23-25 ISSN 0869-5210
2. Суслова О.И. Особенности интеллектуальной готовности к обучению в школе у дошкольников с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика теория и практика. 4(58), 2013. С.7-10
3. Суслова О.И. Компоненты профессионального становления будущих специальных психологов// Педагогика и современность №2 2014 свид. о регистрации ПИ № ФС77-52756. РИНЦ
4. Кухарчук О.В., Суслова О.И. Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у дошкольников с задержкой психического развития // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. материалы XIII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2014. С. 33-41
5. Суслова О.И., Игнатьева К.В. Особенности адаптационного периода у детей при переходе из общеобразовательной в специальную (коррекционную) школу viiiвида // Педагогика и современность. 2015. №2(16). С. 97-101. ISSN 2304-9065
6. Суслова О.И. Условия формирования мотивационного компонента профессионального становления у будущих специальных психологов // Социокультурная интеграция и специальное образование. Сборник научных статей. Электронное издание. М.: Издательство «Перо», 2015. С.514-519. ISBN 978-5-00086-780-8
7. Суслова О.И. Мотивационные факторы повышения качества образования студентов с ОВЗ // Реабилитация, абилитация и социализация. Сборник научных статей. Электронное издание. М.: Издательство «Перо», 2016. С. 702-707 ISBN 978-5-906833-03-2
8. Суслова О.И. Особенности интеллектуальной готовности к обучению в школе дошкольников с задержкой психического развития // Образование в современном мире сборник научных статей. Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета, под ред. проф. Ю. Г. Голуба. Саратов, 2016. С. 179-182.
9. Суслова О.И. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. Материалы V Международной научной конференции. Ученый совет факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; ответственные редакторы: Ю.О. Бронниковой, Л.В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой. 2016. С. 773-777.
10. Суслова О.И., Гурьянова М.А. Методы изучения учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья // Качество современного образования: опыт, тенденции развития : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 18 февраля 2016 г. Часть 2 / под общ. ред. И.М. Ильковской. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – С. 142-146. ISBN 978-5-9980-0251-9 (Ч. 2)
11. Суслова О.И., Денисова Театрализация как метод психокоррекционной работы с детьми, пережившими психофизическое насилие в семье // Дыльновские чтения: социологическая диагностика современного общества Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения. 2016. С. 438-443.
12. Суслова О.И., Денисова Ю.А. Личностные особенности социально дезадаптированных детей младшего школьного возраста, подвергшихся насилию в семье // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Москва, 2016. С. 94-100.
13. Суслова О.И. Проявления эгоцентризма у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. Ю.Г. Голуба. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. Вып. 13. 408 с.: ил. С. 159-164. ISSN 1996-451X
14. Суслова О.И., Гурьянова М.А., Селиванова Ю.В. Исследование произвольности учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью / Страховские Чтения-2018: Материалы международной научно-практической конференции: сб. науч. тр. / Под редакцией М.С. Ткачевой (отв. ред.), М.В. Григорьевой, Р.М. Шамионова. [Электронное издание]. С 286-292. ISSN 2658-5812
15. Суслова О.И., Гурьянова М.А., студент ф-та ППиСО, 1к., 162 гр. Особенности произвольности в учебной деятельности умственно отсталых младших школьников / Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Социальные инновации в жизни россиян: тенденции и парадоксы». Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. 372 с. С. 358-361. ISBN 978-5-91879-815-7
16. Суслова О.И., Гурьянова М.А., студент ф-та ППиСО, 4к., 461 гр. Особенности произвольности учебной деятельности младших школьников с ОВЗ / Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления. Материалы VI Международной научной конференции. Саратов, 13 апреля 2018 года/ Я.А Никифоров, Н.В. Шахматова, С.Г. Ивченков (отв. ред.). Саратов: Издательство «Саратовский источник». 2018. [Электронный ресурс]. С. 286-290. ISBN 978-5-91879-817-1
17. Суслова О.И., Краевая Д.В., студент ф-та ППиСО, 1 к., 162 гр. Исследование расстройств пищевого поведения у подростков / Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018. Сборник научных статей / под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Ю.В. Селивановой, М.Д. Коноваловой. – М.: Издательство «Перо», 2018. С. 300-306. ISBN 978-5-00122-696-3
18. Суслова О.И., Краевая Д.В., студент ф-та ППиСО, 1 к., 162 гр. Расстройства пищевого поведения у подростков / Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 15-16 марта 2018) / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Н.Н. Саяпина. М.: Издательство «Перо», 2018. С. 348-354. [Электронное издание]. ISBN 978-5-00122-644-4
19. Суслова О.И., Шамина К.А., студент ф-та ППиСО, 2 к., 262 гр. Постинтернатное сопровождения выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ / Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018. Сборник научных статей. /под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Ю.В. Селивановой, М.Д. Коноваловой. – М.: Издательство «Перо», 2018. С. 369-376. ISBN 978-5-00122-696-3
учебно-методические пособия
1. Суслова О.И. Основы преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIIIвида - Саратов: Издательство Латанова В.П., 2003. – 88с.
2. Суслова О.И. Особенности учебной мотивации младших школьников с особыми образовательными потребностями - Саратов:ИЦ «Наука», 2010.- 59с. ISBN 978-5-9999-0604-5
3. Кухарчук О.В., Суслова О.И. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (учебное пособие) Саратов:ИЦ «Наука», 2011.- 88с. ISBN 978-5-9999-1007-3
4. Е.Д. Бурмистрова, Суслова О.И. и др. Методические рекомендации к государственному экзамену по специальной психологии/ Под ред. Л.В. Шиповой Саратов:ИЦ «Наука», 2012.- 63с.ISBN 978-5-9999-1493-4
5. Суслова О.И., Л.В. Шипова и др.История кафедры специальной психологии Саратовскогогосударственного университета (2005-2010 годы) /Под ред. Л.В. Шиповой. – Саратов: ИЦ «Наука»,2012. – 124 с.ISBN 978-5-9999-1494-1
6. Суслова О.И. Основы психологии детей с нарушениями слуха - Саратов:ИЦ «Наука», 2013.- 92с.ISBN 978-5-9999-1588-7
7. Психология детей с нарушениями слуха / Основы специальной психологии: Учебное пособие / [Л.В. Шипова, О.В. Кухарчук, О.И. Суслова и др.]; под ред. Л.В. Шиповой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – 335 с. C. 81-97. ISBN 978-5-9999-1675-4
8. Дошкольная дефектология: тесты: Учебно-методическое пособие / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.В. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 103 с. ISBN 978-5-9999-2476-6.
9. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ "Наука", 2015. 371 с.
Суслова О.И. Проблема постинтернатного сопровождения выпускников в отечественной и зарубежной педагогике и психологии // Современное культурно-образовательное пространство гуманитарных и социальных наук[Текст]: Материалы VIII Международной научной конференции (8 апреля 2020 г.) / Под общей ред. Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. - 938 с. С. 782-789. ISBN 978-5-6044503-7-6
другие основные публикации
1. Суслова О.И. Motivational Ресuliarities АmongYoungerМеntally-DisabledSchoolChildren (Особенности содержания учебной мотивации у младших школьников с нарушением интеллекта) / Global Partnershipsforа Democratic Future. Conference ProceedingsМау 16-19, VolzhskieDali, Russia. East Carolina University (Материалы международной конференции «Глобальное партнёрство за демократическое будущее»), 2003.-293с. С. 277-281 ISBN 968-6217-021
2. Суслова О.И. К проблеме профессионального становления студентов / Электронный INTERNET-журнал«Поволжский гуманитарный журнал»,выпуск за 2005 г.
3. Суслова О.И. Волонтёрское движение как способ осознания цели профессиональной подготовки будущими педагогами-психологами со специализацией «Юридическая психология» / Юридическая психология: стратегия современного развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Юридическая психология: стратегия современного развития» (27 – 28 сентября 2010 г.) Саратов / Под ред. Н.М. Романовой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – 367 с. С. 85- 89. ISBN 978-5-9999-0617-5
4. О.В. Кухарчук, О.И. Суслова Мотивационная готовность к школьному обучению дошкольников с задержкой психического развития // Школьный мир. Образовательный журнал №6 2013 г. ИД «Наука образования» С 46-56
5. Суслова О.И., Бохонова Н.И., Дементьева М.С., Каламина А.В. особенности учебной мотивации младших школьников с нарушениями речи //Современные проблемы и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: Подщ научной ред. Ю.В. Селивановой, Е.Б. Щетининой, Н.В. Павловой, Л.В. Мясниковой. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2014. – 442 с. С. 395-399
6. Суслова О.И., Бумарскова К.П., Филиппова Э.А. Изучение учебной мотивации младших школьников с ДЦП //Современные проблемы и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: Подщ научной ред. Ю.В. Селивановой, Е.Б. Щетининой, Н.В. Павловой, Л.В. Мясниковой. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2014. – 442 с. С. 399-408
7. Суслова О.И., Филатова Д.В. Психолого-педагогическое сопровождение фостерных семей //Современные проблемы и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: Подщ научной ред. Ю.В. Селивановой, Е.Б. Щетининой, Н.В. Павловой, Л.В. Мясниковой. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2014. – 442 с. С. 408-414
8. Суслова О.И., Зима Ю.В. Некоторые аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы // Современные подходы к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов Международной научно-практической конференции 28 марта 2014 года. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 240 с.
9. Суслова О.И. Доступность образовательной среды вуза для студентов с инвалидностью // Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Челябинск, 21-22 нояб. 2014 г./отв. ред. М.В. Овчинников. Челябинск: Изд-во Челяб. гос.ун-та, 2015. С.241-244. ISBN978-5-1275-5.
10.Суслова О.И., Денисова Ю.А., Теоретические аспекты социально-психологической адаптации младших школьников из неблагополучных семей // Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями: Сборник научных и методических трудов / под Н.В. Павловой, Ю.В. Селивановой. Саратов: Издат.центр «Наука», 2015.С.331-334. ISBN 978-5-9999-2470-4
11.Суслова О.И., Гурьянова М.А. Особенности учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах отечественных и зарубежных психологов // Инновации и педагогическое творчество в образовании: Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н.В. Павловой, Ю.В. Селивановой, В.О. Скворцовой. Саратов: Издат.центр «Наука», 2016. – 603 с. С.184-187 ISBN 978-5-9999-2732-3
12.Суслова О.И., Зюбина О.А. Особенности мотивационной готовности у старших дошкольников с умственной отсталостью // Инновации и педагогическое творчество в образовании: Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н.В. Павловой, Ю.В. Селивановой, В.О. Скворцовой. Саратов: Издат.центр «Наука», 2016. 603 с. С.259-262 ISBN 978-5-9999-2732-3
13. Селиванова Ю.В., Суслова О.И., Шамина К.А. Постинтернатное сопровождение выпускников с ограниченными возможностями здоровья / «Медиация в семейном конфликте»: Сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции (19 октября 2018 года). Саратов: издательство «Саратовский источник», 2018. 1 опт. Компакт-диск (CD-ROM). С. 92-97. ISBN 978-5-91879-873-7
Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха. Часть 1. Основы сурдопедагогики: Учебное пособие / Сост. Е.Н. Горина, О.В. Соловьева, О.И. Суслова. Саратов: ИЦ «Наука». 2019. ISBN 978-5-9999-3276-1
Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха. Часть 2. Организация образования в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ: Учебное пособие / Сост. Е.Н. Горина, О.В. Соловьева, О.И. Суслова. Саратов: ИЦ «Наука». 2019. ISBN 978-5-9999-3277-8
Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха. Часть 3. Организация коррекционно-развивающей работы: Учебное пособие / Сост. Е.Н. Горина, О.В. Соловьева, О.И. Суслова. Саратов: ИЦ «Наука». 2019. ISBN 978-5-9999-3278-5
Кузнецова Е.Б., Селиванова Ю.В., Суслова О.И., Салина Е.А. Головная боль у лиц молодого возраста с нарушением пищевого поведения // Российский журнал боли. 2019. Т. 17. № S1. С. 45-46. ISSN: 2219-5297. eISSN: 2618-9860
Суслова О.И., Гурьянова М.А. Развитие произвольности учебной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Auditorium. 2019.№ 2 (22). С. 204-207. eISSN: 2312-4180
Селиванова Ю.В.,Суслова О.И. Расстройства пищевого поведения у подростков: междисциплинарный подход // Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие: Сборник материалов I Международной междисциплинарной научной конференции 17–18 апреля 2019 г. / Под общей редакцией О. Н. Усановой. М.: Когито-Центр, 2019. 522 с. С. 93-96. ISBN 978-5-89353-557-0
Суслова О.И., Полянская Д.Д., студент ф-та ППиСО, 4 к., 461 гр. Театральная деятельность как средство развития социального взаимодействия детей с ОВЗ // Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 15-16 марта 2019) . / Науч. ред. Е.А. Александрова. М.: Издательство «Перо», 2019. 409 с. С. 301-306. ISBN 978-5-00122-644-4
Суслова О.И., Тезикова Е.А., студент ф-та ППиСО, 2 к., 262 гр. Возможности психологического онлайн консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Материалы научно-практической «Общество и личность в условиях информационно-цифровых трендов». Саратов: Изд-во «Саратовский источник». 2019. 373 с. С. 369-372. ISBN 978-5-91879-923-9
Суслова О.И., Тезикова Е.А., студент ф-та ППиСО, 2 к., 262 гр. Формирование толерантного отношения у младших школьников к детям с ОВЗ // Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: Р.М. Шамионов (гл. ред), М.А. Кленова [и др.]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, Факультет психолого-педагогического и специального образования, 2019. Вып. 27. 420 с. С. 317-323. ISSN 2658-5812
Суслова О.И. Социально-психологическая адаптация выпускников интернатных учреждений с ОВЗ // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Социология в изменяющемся научно-образовательном пространстве современного общества». Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. 364 с. С. 132-137. ISBN 978-5-6044586-2-4
Суслова О.И., Шаров А.А., Хмелькова О.В. Профессиональная социализация студентов с овз в условиях инклюзивного образования: проблемы, опыт и перспективы // Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных статей / редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. Саратов: Саратовский университет, 2020. Вып. 3: материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» 15–16 октября 2020 г., г. Саратов. 742 с. С. 678-687. ISSN: 2712-8296 (Online)
Научные интересы: профессиональное становление будущих специалистов, работающих с лицами с ОВЗ.