Skip to main content Skip to search

Память без срока давности: ЛГУ в Саратове

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПОБЕДЫ
 
Одна из самых ярких и знаменательных страниц истории Саратовского университета связана с эвакуацией в наш город в годы Великой Отечественной войны коллектива Ленинградского государственного университета.
 
Все мы не раз слышали об этом от своих преподавателей, многие об этом читали, другие изучали тему специально. У этого необычного союза действительно очень интересная история. Следы её мы наблюдаем до сих пор – с современным Санкт-Петербургским государственным университетом нас объединяет прежде всего общая научно-педагогическая школа. А непосредственным поводом к началу этой необычной дружбы и сотрудничества послужило страшное событие – блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Так случилось, что именно суровые военные годы объединили коллективы учёных, преподавателей, аспирантов и студентов двух университетов.
 
Когда ректор Саратовского университета Даниил Иванович Лучинин ушёл добровольцем на фронт, его обязанности стала исполнять легендарный директор университетской библиотеки Вера Александровна Артисевич. Непростое время требовало нестандартных волевых решений. В начале войны в корпусах университета собирались разместить эвакуированный военный завод. Вере Александровне пришлось убеждать военных и партийных начальников не делать этого, чтобы сохранить вуз. И вот новое испытание. В марте 1942 года в Саратов поступило сообщение о запланированной в наш город эвакуации Ленинградского университета, началась подготовка к его приёму.
 
Группа ленинградских студентов в Саратове
 
К концу зимы 1941–1942 года стало ясно, что дальнейшее пребывание университета в осаждённом городе грозит ему гибелью. Тогда и было принято решение вывезти переживших страшное испытание студентов и преподавателей по «Дороге жизни» – на восточный берег Ладожского озера, а уже оттуда – железнодорожными эшелонами в Саратов. Наш город был выбран руководством ЛГУ неслучайно (ректор ЛГУ А.А. Вознесенский настаивал на эвакуации в город, имеющий университетскую базу).
 
Ректорат во главе с В.А. Артисевич приложил максимум усилий к тому, чтобы создать для ленинградцев по возможности комфортные условия для жизни на новом месте: привели в порядок комнаты в общежитии №1 на Цыганской улице (ныне ул. Кутякова), добились выделения номеров в гостиницах «Астория» и «Россия», для встречи ленинградцев на всех факультетах были организованы ежедневные дежурства.
 
Первый эшелон прибыл в Саратов 11 марта, последний – 19-го. Коллектив СГУ встречал своих коллег на вокзале, именно тогда жители Саратова впервые увидели, до какого состояния довела блокада людей. Некоторых пришлось сразу поместить в больницу, и не всем из них, к сожалению, удалось спасти жизнь.
 
Уже в послевоенное время, в 1977 году, ректор ЛГУ, член-корреспондент АН СССР В.Б. Алесковский писал В.А. Артисевич: «В тех тяжелейших условиях Вами и возглавляемым Вами коллективом было сделано всё возможное, чтобы помочь ленинградцам быстро оправиться от последствий блокадной холодной зимы, как можно успешнее и быстрее возобновить учебную и научную работу».
 
10 апреля 1942 года начались занятия студентов Ленинградского университета в Саратове, где волею судеб оказались 189 преподавателей и 361 студент ЛГУ. В корпусах СГУ налаживалась совместная жизнь двух университетов, продолжавшаяся более двух лет. Это потом в своих воспоминаниях бывшая аспирантка ЛГУ Р.Л. Золотницкая напишет: «Саратов и Саратовский университет спасли наши научные кадры, наших студентов и науку Ленинградского государственного университета».
Два университета не слились, но сосуществовали при одном ректоре, наркомат просвещения назначил им профессора А.А. Вознесенского, ректора ЛГУ. В.А. Артисевич вернулась к заведованию университетской библиотекой.
 
Проректорами стали профессор Д.И. Дейнека – по ЛГУ, и профессор Б.А. Можаровский – по СГУ. Имелась одна общая кафедра – политической экономии, которой заведовал А.А. Вознесенский. Если ленинградских и саратовских студентов было примерно поровну, то преподавательский состав ЛГУ отличался явным преимуществом (профессоров было в три раза больше, к тому же в ЛГУ было 10 факультетов, в СГУ – 6).
 
Для усиления факультетов Саратовского университета ректор перевёл некоторых ленинградских профессоров на кафедры СГУ. Они также были введены в составы учёных советов саратовских факультетов, что позволило довольно быстро организовать защиту диссертаций. Кроме того, преподаватели Ленинградского университета читали отдельные курсы лекций студентам СГУ.
 
Празднование 125-летия ЛГУ в Саратове
 
При подготовке к новому учебному году была проведена большая работа по пересмотру всех учебных планов, введён ряд новых дисциплин с учётом требований военного времени. Учёные обоих университетов вели научные исследования для фронта. За период эвакуации в Саратове было написано и подготовлено к печати 26 оригинальных монографий, проведён ряд научно-исследовательских работ, имеющих крупное оборонное и народнохозяйственное значение.
Геологи ЛГУ во главе с профессором С.С. Кузнецовым помогали саратовским геологам в исследованиях, руководимых саратовским профессором Б.А. Можаровским, по разведке и освоению Елшанского газового месторождения. А затем студенты и преподаватели двух университетов участвовали в прокладке газопровода Елшанка – СарГЭС, который обеспечил топливом городскую электростанцию.
 
Саратовские и ленинградские учёные способствовали созданию объединённого Бюро научно-технической помощи промышленным предприятиям и учреждениям. Профессор ЛГУ С.Э. Фриш вместе с доцентом СГУ В.П. Жузе помогали эвакуированному в Саратов Ленинградскому
опытному заводу синтетического каучука налаживать новые методы производства. Совместными усилиями физиков двух университетов была разработана специальная сигнализационная аппаратура, налажена технология производства некоторых строительных материалов, исследованы нестационарные процессы течения газа в газопроводах.
 
А.А. Вознесенский наряду с исследовательской и учебно-организационной работой придавал особое значение научно-просветительской миссии университета. В своих воспоминаниях В.А. Артисевич отмечает особый успех лекций крупнейшего учёного-литературоведа профессора Григория Александровича Гуковского. Его циклы публичных лекций – «Русская лирика (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев и Фет)», «Проблемы советской литературы», «Из истории русского театра». Читал он лекции и о Кантемире, Фонвизине, Рылееве, Грибоедове, Маяковском, Эренбурге.
 
Историк Владимир Васильевич Мавродин уже тогда поражал слушателей диапазоном знаний в области археологии, топонимики, лингвистики, этнографии. Обожанием слушателей был окружён Борис Михайлович Эйхенбаум, один из старейших и блестящих профессоров Петроградского-Ленинградского университета. Во время войны он читал лекции в университете, в лекториях, в театрах и даже на военных аэродромах.
 
Неповторимая атмосфера саратовского периода жизни ленинградского университета сохранилась в воспоминаниях студентов той поры. Одна из свидетелей этого времени, профессор СГУ О.Б. Сиротинина рассказывает: «Ленинградские профессора, чьи имена свято хранят в своей памяти многие поколения российских филологов, стали работать у нас. Курс русской литературы читал Григорий Александрович Гуковский (его судьба трагична – он был репрессирован), спецкурс по истории отечественной журналистики – Евгеньев-Максимов, зарубежную литературу – Михаил Павлович Алексеев и Ахилл Григорьевич Левинтон. На некоторых курсах русскую литературу читал Григорий Абрамович Бялый».
 
 
Преподаватели двух вузов организовали в III корпусе университета платный лекторий, в котором лучшие учёные устраивали публичные выступления для жителей Саратова. Среди особо любимых профессоров были не только те, кто вёл занятия по специальности, но и те, кто выступал с публичными лекциями и просто общался со студентами в любой обстановке: географ С.В. Калесник, астроном К.Ф. Огородников, геолог С.С. Кузнецов, математик Г.М. Фихтенгольц, историк В.В. Мавродин, историк-искусствовед М.А. Гуковский, обществовед, ректор университета А.А. Вознесенский. Большая аудитория-амфитеатр всегда была переполнена, особенным успехом пользовались выступления профессоров Г.А. Гуковского, Б.М. Эйхенбаума по литературе, В.В. Мавродина по истории, И.И. Жукова по химии. Только в 1943 году в этой аудитории состоялось 75 лекций, которые посетили более 10 тысяч человек.
 
О легендарном лектории, на который студенты «успевали ходить помимо лекций по расписанию», тепло вспоминает и Ольга Борисовна Сиротинина: «За билетами выстраивалась очередь, а места занимали за два часа – иначе было не попасть. Особенно на лекции Гуковского… Физики придумали сделать радиотрансляцию в соседнюю аудиторию. И лекция транслировалась по радио! Такой ажиотаж вызывали лекции университетского профессора о русских поэтах – от Жуковского до Маяковского…».
 
Об пребывании ЛГУ в Саратове сегодня много написано, появились новые документы, найдены интересные эпистолярные свидетельства. Но, судя по всему, исчерпать тему полностью всё ещё невозможно. Совсем недавно в октябре на III Всероссийской научной конференции «Историк и историография» живой профессиональный интерес историков вызвал доклад профессора кафедры русской и зарубежной литературы СГУ Л.Е. Герасимовой, посвящённый содружеству Ленинградского и Саратовского университетов в годы Великой Отечественной войны. Материалами к этому выступлению послужили устные воспоминания профессора В.В. Пугачёва, записанные ещё в 1995–1996 годы. Сегодня диск, вместивший 40 часов бесед с учёным, расшифрован, готовится книжное издание этого интересного документа. На конференции Людмила Ефимовна представила лишь небольшой фрагмент – о периоде становления историко-филологического факультета, когда в Саратовском университете преподавали выдающиеся петроградские учёные; а также рассказала о незабываемых годах эвакуации Ленинградского университета, о влиянии больших учёных на формирование научных идей, о прагматической силе их исторических гипотез и жизненных драмах их создателей.
 
Студентам нынешнего и будущего поколений о незабываемом историческом событии будет всегда напоминать мемориальная доска, появившаяся на стене X корпуса СГУ в год 60-летия Великой Победы: «Коллегам, учителям, друзьям – в память о совместной работе и учёбе во время эвакуации в Саратов Ленинградского университета (1942–1944)».
 
Тамара КОРНЕВА
 
При подготовке материала использованы: «История Саратовского университета. 1909–1945». Издательство Саратовского университета, 2009;б«Саратовские объятья. Военные годы ЛГУ в Саратове». Журнал «Санкт-Петербургский университет», №6 (3848), 2012; «Провинция без моря: мифы и судьбы города С.» Саратов, Приволжская книжная палата, 2015.