Skip to main content Skip to search

В Саратове открылась III Неделя педагогического образования

24.03.2015
Рубрика: 
Информационная заметка
Источник: 
Саратовские областные новости

В Саратовском государственном университете вчера, 23 марта, открылся научно-образовательный фестиваль «III Неделя педагогического образования “Современный школьник в воспитывающем образовательном пространстве”».

Пленарное заседание открыла проректор по учебно-методической работе Е.Г. Елина, которая подчеркнула уникальность формата научно-образовательного фестиваля: на дискуссионных площадках получают возможность встретиться и обсудить проблемы современного образования учителя высшей школы, средних учебных заведений города и студенты – будущие педагоги.

Несколько слов Елена Генриховна уделила и тематическому наполнению III Недели педагогического образования: «Мы начинаем большой разговор о воспитывающей образовательной среде. Если в 2013 и 2014 годах мы говорили о школьных уроках, образовательных программах, новом Федеральном государственном образовательном стандарте, то сегодня нам представилось важным поговорить о том, как урок, внешкольная среда и жизнь воспитывают наших детей».

Ректор СГУ А.Н. Чумаченко в своём приветствии отметил, что вопросы, стоящие перед образованием, будут актуальны всегда. «В университете многое делается для повышения статуса педагога и развития образовательного потенциала. Саратовский университет – единственный вуз в регионе, который выпускает учителей. Мы считаем эту миссию одной из самых важных и осознаём ответственность, – добавил Алексей Николаевич. – Именно поэтому мы проводим Неделю педагогического образования уже третий раз, чтобы подняться на ступень выше в подготовке педагогов».

С пожеланиями плодотворной работы участникам собрания выступила заместитель председателя Саратовской областной думы Татьяна Ерохина. По её словам, именно от учителей зависит развитие региона, потому что они закладывают в подрастающее поколение интерес к новому и лучшему, который выливается в масштабные проекты. «За три года фестиваль перерос в большой форум, который, надеюсь, станет межрегиональным», – добавила Татьяна Петровна.

Заочные выступления прозвучали со сцены от известного педагога, директора Московского центра образования № 109 Е.А. Ямбурга, который прислал отрывки из телевизионных интервью по теме фестиваля. Евгений Александрович назвал школу особым миром, атмосфера которого оказывает значительное влияние на воспитание учеников и их взросление: «Возникает социальная проблема: чем лучше образование, тем больше выпускников уезжают из страны. Это не значит, что они не патриотичны, просто они могут реализовать себя в разных точках земного шара».

Пленарный доклад заведующей кафедрой методологии образования факультета психолого-педагогического и специального образования, профессора Е.А Александровой был посвящён основной теме научно-образовательного фестиваля. «В воспитании ребёнка важна системность, – выразила свою точку зрения Екатерина Александровна. – Взрослея, человек осознаёт, что в его жизни стало меньше мечтаний, заветных желаний. Причём у современного ребёнка их в разы меньше, чем у детей двадцатилетней давности».

В своём выступлении Е.А. Александрова рассказала, что результатом раннего социального опыта благодаря Интернету и современным гаджетам являются такие проблемы, как плохое восприятие информации, одиночество ребёнка в семье и сокращение пространства безопасного времяпрепровождения. Чтобы предостеречь появление и развитие таких неприятностей, педагогу нужно задать себе вопрос, что действительно сделано для детей и родителей. В качестве полезных методов воспитательного процесса Е.А. Александрова предложила использовать интерактив: расписания-афиши, афоризм недели, рекламу педагогов, «говорящие» стены, поскольку «школа начинается с вестибюля».

На пленарном заседании также состоялась дискуссия «Как помочь ребёнку взрослеть». Её ведущие – учитель русского языка и литературы высшей категории Физико-технического лицея Саратова Е.В. Златогорская и старший преподаватель кафедры общего литературоведения и журналистики ИФиЖ М.В. Ерохина – размышляли о взрослении ребёнка, опираясь на собственный опыт взросления и профессионального наблюдения.

М.В. Ерохина заметила, что, переходя из школы в вуз, дети не всегда взрослеют, они боятся ответственности за свои выводы, любят готовые шаблоны и клише. Это происходит вследствие перенасыщения школы регламентами и правилами, которые, как утверждает Е.В. Златогорская, основываясь на анонимном опросе восьмиклассников, ученики считают необходимыми, потому что иначе «школа превратилась бы в хаос».

В результате совместного поиска разрешения проблемы фрагментарного мышления дискутанты пришли к выводу, что только совместные действия педагога и ученика позволят подрастающему поколению учиться обрабатывать информацию самостоятельно.

Динамичный и многоаспектный диалог затронул и критерии оценки успеваемости учеников. Так, в экспериментальном исследовании Елены Валентиновны Златогорской дети предлагали оценивать знания по 10-балльной шкале или заменить традиционные оценки комментариями педагогов.

Как научить ребёнка взрослеть? На этот вопрос ведущие дискуссии отвечали единогласно: нужно давать им больше свободы и самостоятельности, но выработать чёткое самокритическое начало, разнообразить форму подачи материала, но без заигрывания с детским интеллектом, чтобы развивать, а не развлекать. Кроме того, необходимо работать с родителями учеников: нужно, чтобы процесс воспитания был единонаправленным. Важно использовать в системе школьного воспитания потенциал выпускников, которые могут стать примером профессиональной состоятельности для старшеклассников.

Во второй половине дня работа фестиваля продолжилась педагогическими монологами преподавателей средних учебных заведений «Путь к ученику – путь в профессию».

Сегодня, 24 марта, фестиваль продолжится «Днём университета в школе», который пройдёт в виде мастер-классов от учителей Медико-биологического лицея. Общее название занятий нынешнего сезона – «Коллективное творческое дело – миф 60-х или современная реальность». Дата проведения мастер-классов – 24 марта.

В этот же день стартует Всероссийский студенческий конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию», который в прошлом году отметил 10-летний юбилей. На протяжении трёх дней будущим педагогам со всей страны предстоит показать себя в самопрезентации и решении педагогических задач. А кульминацией конкурса станут открытые уроки в Гуманитарно-экономическом лицее, где студенты смогут применить свои теоретические навыки на практике.