Skip to main content Skip to search

Шагнули в педагогику

31.03.2015
Рубрика: 
Аналитическая статья
Источник: 
Провинциальный телеграф

Уникальную возможность – обсудить проблемы современного образования – преподнесла преподавателям высшей школы, педагогам средних учебных заведений и студентам – будущим учителям – «III Неделя педагогического образования «Современный школьник в воспитывающем образовательном пространстве». Данный научно-образовательный фестиваль, состоявшийся на минувшей неделе, организован Саратовским государственным университетом имени Н.Г. Чернышевского.

Во время церемонии открытия ректор СГУ Алексей Чумаченко отметил, что вопросы, стоящие перед образованием, будут актуальны всегда.

– В университете многое делается для повышения статуса педагога и развития образовательного потенциала, – добавил Алексей Николаевич. – СГУ – единственный вуз в регионе, который выпускает учителей. Мы считаем эту миссию одной из самых важных и осознаём ответственность. Именно поэтому мы проводим «Неделю педагогического образования» уже третий раз, чтобы подняться на ступень выше в подготовке педагогов.

В рамках фестиваля состоялось много пленарных заседаний, мастер-классов и дискуссионных обсуждений, на которых участники старались проработать стратегию дальнейшего развития педобразования.

Для студентов же самым ожидаемым и волнительным стал Всероссийский студенческий конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию», который в прошлом году отметил десятилетний юбилей. На протяжении трёх дней будущие педагоги со всей страны показывали себя в самопрезентации и решении педагогических задач. Кульминацией же конкурса стали открытые уроки в гуманитарно-экономическом лицее, где студенты на практике применял свои теоретические навыки.

– С каждым годом число участников конкурса, а самое главное, их география расширяется, – подчеркнула заместитель начальника Управления социальной работы Марина Кабанова. – На этот раз у нас 1:1, то есть равное количество конкурсантов из СГУ и других вузов России, и, мы уверены, это ещё не предел. Сегодня за звание лучшего начинают борьбу 20 студентов, которым предстоит преодолеть много испытаний, чтобы стать победителем конкурса.

Первое заочное задание конкурса «Педагогический альбом» было связано с социальной сетью «ВКонтакте». В свои альбомы участники выкладывали фотографии, связанные с их профессиональной деятельностью. Все присутствующие смогли увидеть лучшие снимки в специальном видеоролике. В первом испытании конкурсантам предстояло креативно представить себя. Причем на самопрезентацию им отводилось всего 60 секунд. Каждое выступление отличалось оригинальностью и творческим подходом: одни читали стихи, другие показывали презентации или видео-сюжеты. Объединяла каждое выступление лишь завершающая часть: каждый участник произносил фразу: «Я хочу быть учителем!».

Затем ребят ждал самый ответственный этап конкурса – урок в школе. Занятия проводились в течение двух дней с учащимися гуманитарно-экономического лицея Саратова. Позже студенты признались, что это самое сложное задание, поскольку с учениками они виделись впервые, и к каждому ребёнку необходимо отыскать свой подход.

Уроки в рамках «Шага в профессию» длились всего двадцать минут, но и за это время студенты успевали подружиться со школьниками и настроить их на рабочий лад. Для этого каждый использовал авторские идеи – жетончики для голосования, игры, загадки, яркие презентации и словесные поощрения. На подготовку к занятию будущим педагогам давалось пять минут, за это время они настраивали технику, раскладывали по партам дополнительные материалы, наблюдали за детьми, старались запомнить их имена на бейджиках.

Творчески подошла к занятию по выразительному чтению Юлия Держитская из СГУ. Она прочитала второклашкам свой любимый рассказ Натальи Дубиной «Последнее яблоко», а затем вместе с ребятами проанализировала его смысл. По сюжету, мужчина, мальчик и женщина не ели последнее яблоко, и из-за их благородства оно досталось червяку. У каждого героя были свои причины сохранить фрукт, которые после нескольких прочтений текста вслух дети легко выяснили. Ученики даже соотнесли поступки персонажей с примерами из жизни. Ребята охарактеризовали героев истории честными, добрыми и самоотверженными. И решили, что именно таким и должен быть человек.

Необычным получился урок русского языка в третьем классе, который провела Даниэлла Майорова из Башкирского государственного университета имени Мифтахетдина Акмуллы. Девушка посвятила занятие здоровому образу жизни. Сначала она предложила подумать над поговоркой «В здоровом теле – здоровый дух», а затем раздала ребятам кроссворды по теме ЗОЖ. Ребята с удовольствием приняли участие в интерактивной программе и откликались на вопросы учителя.

В заключении они разобрали факторы здоровья – зарядку, режим дня, закаливание и питание.

Конкурсанты охватили практически всё школьное расписание. Они провели уроки по литературе, русскому языку, математике, английскому языку, истории, химии, окружающему миру и другим предметам.

Основная сложность, с которой столкнулись студенты, – продолжительность урока: за 20 минут не всем удавалось выполнить собственный план. Но независимо от результатов все участники остались довольны.

– Все педагоги хорошо подготовились, но не всегда удаётся донести полную информацию. Нам очень помогают дети – своей активностью; ощущение, что мы несколько лет с ними знакомы, всегда лес рук, – поделилась впечатлениями студентка Института химии Ирина Калашникова.

Итоги конкурса «Шаг в профессию» подвели в пятницу, 27 марта. Перед объявлением тройки финалистов распечатали конверты с именами конкурсантов, претендовавших на победу, по мнению победителей состязания прошлых лет – Никиты Муковозова, Екатерины Тарасовой и Вероники Шинкаренко. Со своим выбором угадал Никита: он предположил, что лучшим в 2015 году станет студент института филологии и журналистики Олег Янковский. Второе место жюри присудило студентке Института химии Ирине Калашниковой, а третье – студентке Балашовского института СГУ Юлии Ребриной.