Skip to main content Skip to search

Не все саратовские учителя знакомы с понятием "инклюзия"

02.03.2016
Рубрика: 
Информационная заметка
Источник: 
Свободные новости. FreeNews-Volga

В Саратове представители общественности собрались за обсуждением вопросов развития инклюзивного образования в регионе. Как отметил в начале круглого стола проректор СГУ Юрий Голуб, "было бы неправильно не замечать тех проблем, которые имеются здесь".

"Наша задача - изменить вообще взгляд общества на непохожих на нас детей, взрослых", - призвала присутствующих директор МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 67" Галина Полянская.

Всего в Саратове имеются восемь школ, приспособленных для ведения инклюзивного образования. Однако, как было заявлено, учителям катастрофически не хватает методик, отсутствует система тьюторства, остро стоит проблема переподготовки педагогических кадров. Несмотря на то, что в областном центре создан "Центр практической психологии и инклюзивного образования", этого недостаточно. Много вопросов возникает у родительского сообщества, а сами преподаватели старой закалки даже не знают, что такое инклюзия. В качестве некоторых путей решения сложившейся ситуации было предложено создание тьюторской системы и привлечение молодёжных волонтерских организаций для работы с детьми-инвалидами в помощь родителям и педагогам.

Даже в специализированных учебных заведениях в регионе не хватает психологов, логопедов, дефектологов и прочих специалистов узкого профиля. При этом студенты старших курсов, обучающихся на таких специальностях, в основном, не заинтересованы в том, чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями.

Как было озвучено, если картина с внедрением инклюзивного образования на территории Саратова, в целом, ясна, то процессы, происходящие в области, до сих пор недостаточно контролируются.

Всего в регионе имеется 88 специализированных учебных заведений, предназначенных для ведения инклюзивного образования. Однако, родители не спешат отдавать детей в подобные школы по причине неотлаженности самого образовательного процесса. Дистанционное обучение для таких детей не является выходом из ситуации, так как, по сути, не имеет отношения к инклюзии.

Детский омбудсмен Татьяна Загородняя согласилась с тем, что саратовские школы действительно оборудованы пандусами и имеют в своем распоряжении современную технику. "Но люди пока не понимают, что с этим делать. Когда такого ребеночка сажают в обычный класс, то родители говорят - не нужен нам этот ребёнок, уберите этого ребёнка, потому что у нас образовательный процесс очень сильно замедляется", - привела пример Загородняя. Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области подчеркнула, что с внедрением инклюзивных методик образования не следует торопиться - иначе, "если насаждать изо всех сил, можно дров наломать".

Загородняя сообщила, что в некоторых школах Ленинского района уже есть целые классы, состоящие из детей-инвалидов, и это облегчает учебный процесс. "Путей много, и мы сейчас только нащупываем, каким образом можно работать с инклюзией. Мы уже погрузились в эту систему, огромное количество денег мы уже израсходовали - нам сейчас надо грамотно реализовать этот проект", - добавила омбудсмен.

На сегодняшний день, Татьяна Загородняя уже получила девять обращений от родителей, уверенных, что права их детей в школах каким-то образом ущемляются. И таких обращений становится все больше. По наблюдениям Загородней, проблемы имеются и в вопросе подготовки преподавательского составе. Несмотря на то, что педагоги обучены, у них нет учебников, по которым они учат детей. Они вынуждены сканировать учебную литературу и раздавать родителям, чтобы те помогали своим детям с выполнением домашних заданий.

В свою очередь, общественный деятель Ольга Коргунова акцентировала внимание на том, что не все дети-инвалиды подходят под систему инклюзивного образования.

Сами родители детей с ограниченными возможностями признались, что в школах отсутствует квалифицированный медперсонал, необходимый для работы с такими школьниками, а также не хватает наставников.

"Есть дети, которые практически тянут программу средней школы. Есть дети, которые говорить никогда не научатся. Важно найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, чтобы максимально развить его способности", сообщила Евгения Бабушкина.