Skip to main content Skip to search

Научить учителя

24.03.2015
Рубрика: 
Аналитическая статья
Источник: 
Провинциальный телеграф

С ноября 2011 года Саратовский педагогический институт перестал быть отдельным подразделением университета. Окончательная интеграция породила в некоторых кругах кривотолки о снижении качества педобразования в регионе. Выяснить, есть ли реальные основания у подобных суждений, решил «ТелеграфЪ» и побеседовал с доктором филологических наук, заведующей кафедрой русской филологии и медиаобразования Института филологии и журналистики СГУ Ольгой Дмитриевой.

Ольга Ивановна работает с 1978 года в системе педагогического филологического образования. Ей не понаслышке знакома деятельность бывшего пединститута, вливание в состав СГУ происходило на ее глазах, так что она в полной мере владеет информацией о прошлом, настоящем и перспективах на будущее саратовского педобразования.

– Говорить о том, что интеграция стартовала только сейчас, неправильно, – подчеркивает Дмитриева. – Она началась уже давно, в конце 90-х годов прошлого века. Наш факультет русской словесности функционировал после первого ее этапа параллельно с филфаком университета.

В результате окончательного объединения педагогического института с университетом все профили педобразования сохранились. К примеру, на факультете иностранных языков и лингводидактики готовят учителей иностранных языков, факультет психолого-педагогического и специального образования объединил начальное образование и коррекционную педагогику. Институт искусств – бывший музыкально-педагогический факультет – даже приобрел статус института. То же самое касается и института физкультуры и спорта.

– Единственный факультет, который влился целиком в университетскую структуру, – это филологический, он стал частью Института филологии и журналистики. Набор на педнаправления при этом идет параллельно со всеми остальными, – сообщает Ольга Ивановна. – У нас хороший конкурс.

Многие приходят из педагогических династий – такие абитуриенты совершенно сознательно выбирают учительскую стезю. Сейчас на третьем курсе учится студентка, у которой был самый высокий балл по

ЕГЭ по всему университету – 289. Она никуда больше не подавала документы, а шла именно на педобразование. Поэтому неправильно считать, что сюда идут заведомо слабые студенты.

На сегодняшний день по всем необходимым школе предметам СГУ готовит учителей и обеспечивает регион учительскими кадрами полностью. Многие сельские школы комплектуются молодыми специалистами за счет заочников.

Студенты живут в своих населенных пунктах и получают вузовские знания.

– В прошлом году из нашего выпуска педагогов-словесников около 70 процентов пошли работать в школу, – отмечает Дмитриева. – Если учесть, что некоторые поступили в магистратуру и аспирантуру, это очень хороший результат. Сейчас в университете действует научно-педагогический совет по педагогическому образованию, куда вошли представители всех подразделений, занимающихся подготовкой учителей. В нем состоят 22 человека. Это не просто исполнительный орган, здесь обсуждаются все важные вопросы, касающиеся организации педобразования.

– Например, предметом обсуждения неоднократно была организация педагогической практики, – поясняет доктор филологических наук. – Итогом стало принятие Положения о педагогической практике, действующее в университете. Вуз заключает договор с ведущими школами города, и они становятся базовыми для прохождения практики. Очень важно, чтобы педобразование не было размытым, это специфическая система подготовки. Мы многому учимся даже друг у друга, например, филологи-словесники у химиков, математиков, потому что там есть свои методические интересные наработки и по практике, и по организации самостоятельной работы, и по преподавательским сайтам. Это опыт, который удается внедрять через совет.

Преподаватели СГУ каждый год проходят повышение квалификации, и работающие со студентами, обучающимися по педагогическим направлениям, в том числе.

– В июне 2014 года мы проходили стажировку в Пушкине, под Петербургом. В нашей группе, к примеру, разрабатывалось направление «Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании». Сейчас мы всеми возможными способами внедряем свои наработки в структурных подразделениях через научно-методический совет, делимся методическим опытом. Освоение новых технологий необходимо студентам-педагогам, поскольку наши выпускники попадают в школы, которые часто технически очень хорошо оснащены. Мы, к сожалению, не всегда обладаем такими ресурсами, но должны все это уметь, – уверена Ольга Дмитриева.

Еще одна университетская новация – открытие базовых кафедр. Одной из них на базе гуманитарно- экономического лицея и заведует Ольга Ивановна. Ее открыли в сентябре 2013 года, и параллельно с ней – кафедру математического образования в лицее математики и информатики. Самая главная задача данного новшества – обеспечить постоянную связь студента со школой не только в период педагогической практики.

– При подготовке к студенческим конкурсам профессионального мастерства все конкурсные уроки прорабатываются и апробируются в школах, – говорит Дмитриева. – Часть семинарских занятий по методике мы даем на базе образовательного учреждения, чтобы не было разрыва, когда теоретически подготовленный выпускник вуза приходит на работу, и ему приходится все сначала осваивать. И оказалось, к тому же, что не только учителя нам нужны, но и мы им тоже необходимы, потому что делимся новыми знаниями. Сейчас уже говорят, что таких базовых кафедр должно быть больше. Мы оказались первыми в России с этим новаторством. Я была в Москве на конференции по модернизации педобразования и там выяснила, что больше нигде в стране нет такого опыта, мне пришлось рассказывать об этом.

Положительно сказывается на результатах студентов и вовлечение их в конкурсную работу. Это помогает им видеть какую-то перспективу профессионального роста. Практически все, кто участвовали в разные годы в университетском, а теперь уже всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Шаг в профессию», реализовались в деятельности, быстро адаптировались к школьной жизни. Этот конкурс будет проходить в СГУ в одиннадцатый раз. Причем проходят они не только в Саратове.

– В Москве проводится престижный и сложный конкурс «Учитель русской словесности», – поясняет доктор филологических наук. – Студенты участвовали в разных номинациях, из которых самая главная, конечно же, урок. В прошлом году наш студент получил диплом 1-ой степени за урок русского языка. По возвращении он провел презентацию своего участия для студентов разных курсов.

СГУ неоднократно выигрывает грант социальной направленности «УНИВЕРиЯ». Будущие педагоги получили возможность знакомиться с опытом передовых образовательных учреждений страны, например побывать в школе Евгения Ямбурга. Они знакомятся с авторскими концепциями педобразования, ходят по классам, задают вопросы, общаются с детьми. Конечно, всех не могут отправить в такой педагогический десант, поэтому в Саратове своим опытом его участники делятся с сокурсниками.

– Самое главное для будущего педобразования – наличие точек соприкосновения между вузом, школой и управлением образования, – резюмирует Дмитриева. – Обязательно необходима поддержка молодых специалистов и поощрение тех директоров, которые последовательно работают с ними. А если же оценивать современную систему педобразования в целом, я как человек, который работает в ней всю жизнь, могу сказать, что она развивается, как и сама школа.