Skip to main content Skip to search

Как выбрать профессию мечты в эпоху пандемии

21.01.2021
Рубрика: 
Информационная заметка
Источник: 
газета «Известия Саратов»

Согласно исследованию портала HeadHunter, снизилось число вакансий в различных сферах, таких как маркетинг, бухгалтерия, реклама и PR, юриспруденция и управления персоналом. Фатальна ли данная статистика для представителей рекламного бизнеса, пиар-технологов и их коллег смежных профессий? Для ответа на этот вопрос мы пообщались с выпускниками направления "Реклама и связи с общественностью" юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Поисковая система "Яндекс" вычислила, что самыми популярными словами уходящего года стали "пропуск" и "карантин". Мысленно дополняешь этот список "самоизоляцией", "удаленкой" и другими вербальными вытекающими из пандемии коронавируса. Эпидемия повлияла на все сферы человеческой деятельности, внеся большие перемены в рынок труда и востребованность профессий. 

Журналист корпоративного издания Приволжской железной дороги "Железнодорожник Поволжья" Полина Якубенок окончила юрфак весной этого года. Девушка признается, что багаж знаний, полученных в СГУ, помогает ей ощущать себя уверенным специалистом.

- Четыре года учебы были интересными и пролетели как один миг, - рассказывает Полина. - До сих пор испытываю ностальгию, поскольку этот этап закончился недавно, и воспоминания свежи. Мне даже кажется, что не успела их прожить в полную силу, и многие полученные знания закрепляю на работе.

Молодой специалист признается, что на направление "Реклама и связи с общественностью" поступила спонтанно. Сначала подала документы в юридический вуз в Санкт-Петербурге, решив осваивать специальность "Конфликтология". В Саратов юная жительница Минеральных вод приехала с мамой попытать счастье и поступить в Институт истории и международных отношений Саратовского госуниверситета. В поиске адреса местные жители ошиблись и сориентировали на корпус, расположенный на улице Вольской. Искомого института здесь не оказалось, но абитуриентку и ее маму сразу покорила доброжелательная атмосфера, царящая в вузе. Она радикально отличалась от "холодного" настроения Питерского института.

- Сначала я очень испугалась. Мне казалось, связи с общественностью - профессия творческая, а я не очень творческий человек. Но мама успокоила, посоветовала попробовать. И мы не ошиблись. Образовательный процесс на нашем факультете организован таким образом, что в процессе учебы ты раскрываешь потенциал, о котором раньше в себе и не подозревала. 

Конечно, во многом это заслуга преподавателей, которые с большим вниманием относятся к студентам. И с группой очень повезло. Мы постоянно что-то придумывали, дружно работали над проектами. Каждый имел возможность самовыразиться. И страх уступил место желанию развиваться в выбранной профессии. Больше всего меня привлекал копирайтинг. 

На первом курсе нам преподавали основы журналистского творчества. Было очень интересно узнавать, как создаются тексты, какие слова воздействуют на эмоции людей, как тексты помогают продавать продукт. Дисциплина «фандрайзинг: технологии социальной справедливости» не была самой любимой, но стала для меня интересно-сложной. Поскольку мы создавали информационные проекты для благотворительных мероприятий, привлекая общественность к различным социальным проблемам.

Если для Полины Якубенок выбор факультета поначалу показался случайным, то специалист по рекламе и маркетингу строительной компании "Новый век" Дарья Юматова еще будучи старшеклассницей выбрала свой путь.

- Моя учеба проходила удивительно легко, ярко и интересно. Знаете, так бывает, когда занимаешься любимым делом. Теоретические занятия подкреплялись практикой в виде организации фестивалей, мастер-классов. Научная жизнь была тоже насыщенной. Мы участвовали во многих конференциях, в ходе которых могли показать себя как начинающие специалисты и личности. Очень важной частью учебного процесса считаю то, что к студентам на протяжении всех четырех курсов приходили практики-профессионалы из различных коммерческих организаций, государственных структур и промышленных предприятий. Наша сфера деятельности достаточно широкая, и молодого человека нужно вовремя сориентировать, где бы он мог реализоваться в профессиональном плане.

Дарья рассказывает о родной кафедре, и становится очевидным, что ей изначально присущи качества, которые и «привели» ее в сферу рекламы и PR — общительность, креативность, художественное мышление (девушка с отличием окончила художественную школу), желание учиться, уверенность в себе, чувство юмора. Пожелание родителей было единственным: "Найди профессию, в которой тебе будет интересно". Поэтому уже в десятом классе Даша знала, где может развить творческие способности по многим направлениям - в системе рекламы и PR. И решила поступать на юрфак СГУ, где и реализуется соответствующая образовательная программа.

Правильность выбранного пути была подтверждена уже во время практики. Ее Дарья Юматова успешно прошла в Торгово-развлекательном центре "Облака-сити" Энгельса. Ее способности не остались незамеченными, и сразу по окончании университета вчерашняя выпускница была приглашена на работу в крупную строительную компанию "Новый век".

Дарья увлеченно рассказывает о своей работе и радуется тому, что строительная отрасль оказалась одной из немногих, на которой пандемия почти не сказалась. Более того, она подтолкнула осваивать новые форматы работы. "Новый век" усилил свое присутствие в социальных сетях. «Не удалось пока провести массовые мероприятия, розыгрыши, но это дело времени», - уверена Дарья.

По словам заведующей кафедры социальных коммуникаций юридического факультета Саратовского исследовательского национального государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, профессора, доктора социологических наук Ольги Голуб, реализуемая образовательная программа подготовки бакалавров и магистров по направлению «Реклама и связи с общественностью» формировалась в процессе постоянного взаимодействия с представителями профессионального сообщества, практических работников сферы рекламы и связей с общественностью. 

Были учтены их пожелания относительно тех профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник направления «Реклама и связи с общественностью», исходя из актуальных требований регионального рынка труда.

- Образовательная траектория подготовки бакалавров направлена на формирование компетенций, гарантирующих успех в дальнейшей профессиональной деятельности, - рассказывает Ольга Юрьевна. - Мы понимаем, что эта профессиональная сфера очень обширна, вбирает в себя множество профессий: PR-менеджер, менеджер по рекламе, копирайтер (копирайтер-неймер), арт-директор, SMM-менеджер, криэйтор, еvent-менеджер, контент-менеджер и др. Есть общая для всех этих направлений деятельности основа – умение коммуницировать, умение устанавливать разноуровневые управленческие и психологические контакты, горизонтальные и вертикальные коммуникационные связи. В сложном современном обществе всё более важными становятся метакомпетенции, такие как умение работать в команде, умение договариваться и сотрудничать, эмпатия и др. Подобные «гибкие», «мягкие» навыки (soft skills) приобретают первостепенное значение для получения работы, построения успешной карьеры, профессиональной самореализации. Именно поэтому мы стараемся наполнить адекватным коммуникативным содержанием базовые и традиционные учебные дисциплины. 
Значительное место в учебном плане занимают практико-ориентированные дисциплины. 

- Активное сотрудничество с представителями профессионального сообщества – важная часть образовательного процесса, - рассказывает преподаватель направления "Реклама и связи с общественностью" юридического факультета СГУ, доцент Светлана Коневец. - Это позволяет, с одной стороны, подчеркнуть тесную связь предлагаемых вузом дисциплин с реальной практикой, с другой – продемонстрировать студентам заинтересованность в них потенциальных работодателей. 

Так, для преподавания приглашены, например, руководитель крупного регионального рекламного агентства «Навсегда», главный редактор сетевого издания «Известия: Саратов и регионы», ведущий специалист регионального радиохолдинга группы компаний «Выбери радио» др. Все приглашаемые представители отрасти авторитетны в профессиональном сообществе и обладают ценным актуальным опытом. Кроме того, на постоянной основе проводятся мастер-классы с приглашёнными спикерами. 

Гостями профессиональной гостиной «Путь к успеху» становятся специалисты рекламных, PR-агентств, профильных департаментов органов государственной власти, крупных предприятий и организаций. Такие встречи способствуют установлению необходимых связей для прохождения практики и дальнейшего сотрудничества. Ежегодно к кафедре социальных коммуникаций обращаются представители самых разных сфер с просьбой оказать помощь в подготовке и проведении крупных мероприятий. 

Наши студенты участвуют в социальных и бизнес-проектах в качестве волонтёров, например, в ежегодном фестивале-конкурсе детского и юношеского кино «Киновертикаль», в воркшопе "Прямая речь родного города" в рамках национального образовательного проекта "Шукшин. Открытый урок», Фестивале актуального научного кино и др. Участие не ограничивалось выполнением простейших функций (регистрацией участников, помощью гостям в навигации, технической поддержкой), но заключалось в сопровождении проектов на всех стадиях - от мозгового штурма до оценки коммерческой и коммуникативной эффективности. Для студентов это хорошая возможность получить профессиональный опыт и пополнить портфолио новыми проектами.

Практикам в компаниях на конкретном рабочем месте отводится большое количество часов учебного плана. Это сегодня составляет основу образовательного процесса. Базами таких практик традиционно становятся коммуникационные, креативные, брендинговые, рекламные и PR-агентства, пресс-службы предприятий и организаций, рекламные службы СМИ маркетинговые, рекламные и PR-отделы предприятий. У студентов появляется реальная возможность трудоустроиться в компании, в которых они прошли практику, стажировку или работали над каким-то проектом.