Skip to main content Skip to search

Виртуальная лаборатория в действии

Ремпен Ирина Сергеевна
Доцент
Кафедра электроники, колебаний и волн

– Я веду дисциплины «Физическая электроника», «Электронные и ионные приборы», «Вакуумная и плазменная электроника» для трёх факультетов – физфака, ФНП и ФНБМТ. Особенность этих дисциплин в том, что, помимо лекционного материала, они в обязательном порядке включают прохождение лабораторного практикума на базе кафедры электроники, колебаний и волн.

К началу работы в новых условиях у меня был небольшой опыт дистанционного общения со студентами. В 2011 году я стала одним из победителей конкурса Фонда В. Потанина «Преподаватель онлайн» и вместе со своими коллегами-учёными из разных городов России посетила школу по созданию преподавательского сайта. Для этого сайта мной был подготовлен ряд материалов, включая презентации некоторых лекций и «Виртуальную лабораторию» – практическое описание работы на лабораторных установках.

Кроме того, я давно уже использую сервис «ВКонтакте» для создания чатов со студентами разных групп ФНП, на которых мы обсуждаем различные организационные вопросы проведения занятий и выполнения заданий.

Дистанционное чтение лекций по моим дисциплинам я решила организовать с помощью Skype. У меня есть также опыт чтения лекций в Zoom, но бесплатная версия этой платформы имеет ограничение по времени. Основной недостаток Skype – лимитированное количество участников конференции, но при небольших группах (не превышающих 20 человек) это неудобство не играет роли. Поскольку не у всех студентов были веб-камеры и устойчивый сигнал, я приняла решение не устанавливать видеосвязь, а работать в режиме демонстрации экрана. Skype предоставляет удобную возможность для слушателей задавать вопросы как в чате, так и через микрофон, и за всё время работы он практически не давал сбоев. С моего согласия старосты групп делали видеозапись лекций, которую потом использовали при подготовке к экзамену.

Хотела бы отметить, что студенты после окончания семестра благодарили меня за эти дистанционные лекции. Им было проще воспринимать их в таком формате, нежели материалы, которые присылали многие преподаватели для самостоятельного изучения.

Кроме этого, я использовала индивидуальное общение со студентами по электронной почте, где они могли задавать вопросы и присылать решенные задачи по курсу, за которые начислялись баллы. Но не уверена, что буду использовать такой метод и дальше. Для получения баллов за решение задач считаю оптимальным проводить контрольные работы в аудитории. При подобном же дистанционном методе студенты очень часто списывают друг у друга, и преподаватель вынужден тратить много времени на сравнение выполненных заданий и отслеживание «плагиата».

Что касается лабораторных занятий, я считаю их чрезвычайно важной частью своих курсов, на них студенты получают практические навыки в работе с электронными приборами и аппаратурой. Они должны самостоятельно выполнить определённые измерения и на их основании сделать небольшую исследовательскую работу, на самые разные темы, например по изучению фотоэффекта или измерению удельного заряда электрона. Но поскольку проводить практические занятия в университете во время вынужденной самоизоляции было невозможно, мы с преподавателями нашей кафедры разработали свою систему. Все студенты были разделены на небольшие подгруппы, закреплённые за конкретным преподавателем. Было составлено расписание занятий на неделю. В назначенное время студенты связывались по Skype с преподавателем и сдавали теоретический отчёт, а также рассказывали методику эксперимента, выполняли все расчётные задания, которые возможно было выполнить без снятия данных с установок.

Для приёма промежуточной аттестации я разработала вопросы и задания для теста, размещённого на платформе Moodle. Эта платформа обладает широкими возможностями для создания банка вопросов и тестов, хотя и она не без недостатков. Раньше я никогда не пользовалась тестированием для приёма экзамена у студентов. Надеюсь, что в дальнейшем вернусь к традиционному устному экзамену и без крайней необходимости (к которой сейчас нас принудила пандемия) использовать тестирование не буду. Полагаю, что по дисциплинам, связанным с глубоким пониманием физических процессов, основ работы приборов, устный ответ студента по-прежнему является оптимальным вариантом для правильного оценивания преподавателем его знаний.

Советует использовать: Moodle, Skype, Zoom, ВКонтакте
Поделиться этим в соцсетях:

Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.