В четверг, 16 декабря, в Саратовском университете состоялось занятие Педагогического класса, посвящённое этике цифрового мира. Лекцию для обучающихся провели заведующая кафедрой информационных систем и технологий в обучении Н.А. Александрова и доцент кафедры общего литературоведения и журналистики Р.И. Павленко.
Куратор проекта, руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина обозначила организационные моменты по проведению заключительного занятия в текущем семестре. Так, последняя лекция первого полугодия пройдёт через неделю, 22 декабря, в 15:30. По словам Елены Генриховны, это будет необычное занятие, своеобразный сюрприз для слушателей.
Домашнее задание с участниками разобрала завуч Педкласса О.В. Прозорова. Ольга Валериевна особо отметила ребят, ответственно подошедших к выполнению работ, и ещё раз напомнила, что активность и включённость в учебный процесс – залог успешного окончания обучения.
Об особенностях этических норм в цифровом пространстве участникам рассказала Н.А. Александрова. Лектор раскрыла понятия «цифровая этика» и «цифровая норма». Первое базируется на нормах поведения человека в сети, а последнее подразумевает свод правил, регулирующих поведение и безопасность пользователя.
Наталия Алексеевна обратила внимание на тот факт, что многие процессы жизнеобеспечения перешли в цифровой формат. Это касается внедрения цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и другие.
Так, цифровизация в образовании позволяет сделать учебный процесс более гибким, структурированным и прозрачным. В электронной системе обучения стали применяться инновационные педагогические методики, основанные на IT: смешанное обучение, перевёрнутый класс, геймификация, микрообучение и другие.
Школьники познакомились с такими терминами, как «дата-этика» и «машинная этика», с плюсами и минусами использования IT-технологий.
Практическую часть занятия провёл Р.И. Павленко. По словам лектора, цифровое пространство предоставляет неограниченные возможности для самореализации, воплощения идей и создания интересных учебных проектов. В то же время следует понимать, что любая информация о пользователе может быть доступна широкому кругу лиц.
«Мы должны осознавать, что цифровой мир создаёт для нас иллюзию безопасности. Его ресурсы не дают никаких гарантий защиты, – пояснил Роман Игоревич. – Цифра обезличена, вот почему у пользователя складывается мнимая иллюзия свободы».
Будущему педагогу крайне важно следить за содержанием своих аккаунтов в соцсетях и работать над созданием правильного имиджа. «От того, как вы себя позиционируете в сети, зависит восприятие вас учениками», – обратился к будущим коллегам Р.И. Павленко.
Особое внимание он обратил на правила успешной профессиональной коммуникации в цифровом пространстве. Очень важно точно понимать, кто является адресатом любого отправленного электронного сообщения, и уметь переключать речевой регистр общения в разных ситуациях. Он также рассказал участникам Педкласса о правилах коммуникации в чатах, мессенджерах, нормах ведения деловой переписки по электронной почте.
Учащиеся с интересом слушали лекцию, поэтому без труда справились с заданием, которое Р.И. Павленко предложил в начале своего блока занятия: ученики записали ряд слов, им нужно было отметить те, которые звучали в лекции, и понять, какое в списке лишнее. Все безошибочно назвали правильный ответ – во время занятия ни разу не прозвучало слово «конвергенция».
Напоминаем, что Педагогический класс является частью стратегического проекта СГУ «Учитель в образовательной парадигме» университетской программы «Приоритет 2030». Занятия проходят один раз в две недели. Обучение для школьников бесплатное.