Skip to main content Skip to search

В СГУ прошла ежегодная научная конференция «Страховские чтения»

18 ноября, 2022 - 17:30

В СГУ прошла ежегодная научная конференция «Страховские чтения»

Авторы:
Текст: 
Инна Герасимова
Фото: 
Светлана Артамонова

В пятницу, 18 ноября, в Саратовском университете состоялась международная научная конференция «Страховские чтения – 2022: междисциплинарные проблемы педагогики и психологии образования». Организаторами выступили Саратовский университет и факультет психолого-педагогического и специального образования. Мероприятие проходило в смешанном формате.

Гостей и участников форума приветствовала председатель конференции, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики М.В. Григорьева. Она отметила особую роль форума в развитии саратовской психологической школы и популяризации наследия И.В. Страхова в кругах новых поколений исследователей.

Как справедливо заметила заместитель декана по научной работе, доцент кафедры логопедии и психолингвистики О.В. Кощеева, сегодняшняя конференция продолжает цикл ежегодных мероприятий, посвящённых трудам И.В. Страхова и его последователей. «Тематика форума востребована и актуальна, поскольку в динамично меняющемся мире особенно важно изучать  и понимать психологические основания и механизмы эффективной педагогической деятельности», –  считает Ольга Валерьевна. От лица руководства факультета О.В. Кощеева пожелала всем участникам конференции успехов, продуктивной плодотворной работы, творческих идей и открытий.

В рамках пленарного заседания с докладом выступил декан факультета психологии Самарской гуманитарной академии, профессор А.В. Капцов. Он представил экопсихологический подход в обосновании становления психологической системы стадий субъектности обучающихся.

Проблематики самоутверждения поколений Y и Z коснулась в своём выступлении заведующая кафедрой психологии Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина Н.В. Калинина.

«Со сменой поколений форма самоутверждения у молодых людей претерпевает изменения. Для поколений Y это была мода, поколение Z стремится быть в авангарде информационного поля. Сфера “Fashion Digital” позволяет не только прокачать софт навыки, удовлетворить потребность в общении, самопрезентации, но и выделить для себя механизмы самовыражения и самоидентификации», – пояснила профессор.

Системно-диахронический подход в социальной психологии личности представил профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития СГУ Р.М. Шамионов.

О психологии педагогического такта в теории педагогической поддержки, опираясь на труды Страхова, говорила заведующая кафедрой методологии образования СГУ, профессор Е.А. Александрова. Она назвала ключевые тактики такой поддержки: защита, помощь, содействие, тактика взаимодействия.

Доклад на тему «Когнитивная пластичность в структуре интегральной индивидуальности студентов вуза: психологические риски и условия развития» представила профессор кафедры социальной психологии образования и развития СГУ Т.В. Белых.

Модель личностного самоопределения у студентов с ОВЗ в современных условиях жизнедеятельности рассматривала в своём выступлении профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики СГУ Ю.В. Селиванова.

К вопросу радикализации социальной активности современной молодёжи обратились профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики СГУ М.В. Григорьева и доцент кафедры А.А. Шаров.

Многие доклады, представленные в рамках секционных заседаний, были посвящены разным темам: психологической адаптации и активности личности в образовательной среде, специфике психолого-педагогического сопровождения лиц разного возраста и разных сфер деятельности, в том числе с ОВЗ, основам моделирования и ведения образовательного процесса в учебном заведении. Участники обсуждали психологию литературного творчества, психологию здоровья: феномен психологического здоровья,  психолого-методические вопросы спорта и физической культуры, междисциплинарные проблемы современной психологии и другие важные аспекты психологического профиля.

Отдельно в рамках конференции прошёл ежегодный конкурс научных студенческих работ.