Skip to main content Skip to search

В СГУ успешно завершился летний педагогический нетворкинг

8 августа, 2022 - 11:10

В СГУ успешно завершился летний педагогический нетворкинг

Авторы:
Текст: 
Громова Полина
Фото: 
Дмитрий Ковшов

В пятницу, 5 августа, завершился летний педагогический нетворкинг «Молодой учитель в современном образовательном пространстве». В течение четырёх дней педагоги Саратова и Энгельса, а также Саратовской области и Лабытнанги узнавали о тонкостях профессии на мастер-классах, лекциях, практикумах и кейс-стади. Участники форума не только получили опыт ведущих экспертов в области образования, но и создали собственные концепции «школы будущего». В формате презентации «печа-куча» команды молодых учителей представили результаты размышлений на тему «Если бы директором был я...».

Защита итоговых проектов прошла в 208 аудитории XI корпуса СГУ. Модератором выступила старший преподаватель кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ ГЭЛ М.И. Кабанова.

Работу участников оценивали члены комиссии. Выступления восьми команд молодых учителей были ограничены по времени и формату – за семь минут участники показали 20 слайдов. Каждой группе задали по 3 вопроса от комиссии и аудитории.

Первая группа рассмотрела «школу мечты» в аспекте «Геймификации в образовании и воспитании». Их концепция образовательного процесса заключается в накоплении учениками баллов за успеваемость, творчество, спортивные достижения и поведение. В свободное от учёбы время учащиеся смогут тратить заработанные баллы на компьютерные, групповые, спортивные и другие игры. За прохождение уровней и выполнение миссий ученики будут получать бонусы. На переменах школьники будут выполнять задачи на сплочение, сгенерированные «банкоматом заданий». Кроме того, молодые учителя предложили внедрить в обучение интерактивные игры и использовать на уроках мультимедийные комплексы.

Вторая команда выбрала направление «Школьники и учителя в цифровом мире». Группа разработала идею школьной платформы «Второй дом», которая объединит расписание, блоги учителей, электронную библиотеку, видеочат с учениками других учреждений, школьные прессу и телевидение, раздел психологической помощи и внутренний мессенджер для учителей, учащихся, родителей и администрации. Педагоги сделали акцент на важности просвещения школьников в сферах медиаграмотности и цифрового этикета.

Проект третьей группы тоже был посвящён новым технологиям. В формате диалога между молодыми учителями и педагогами старшего поколения команда выявила плюсы и минусы цифровизации и рассказала о необходимости сочетать инновационные и традиционные методы преподавания. По убеждению молодых учителей, учебный процесс должен сопровождаться посещением театров и выставок, занятиями в кружках, участием в турпоходах, наглядным изучением естественных предметов, волонтёрским движением.

Четвёртая команда предложила идеи на тему «Как построить отношения в учительском коллективе». По мнению группы, школьный коллектив – это творческая мастерская, а значит, в нём могут возникать профессиональные споры. Молодые педагоги разобрали причины конфликтных ситуаций и стратегии поведения. Самым конструктивным методом решения разногласий учителя считают сотрудничество, которое предполагает работу в творческих группах, участие в педагогических играх, дискуссиях, круглых столах, тренингахна командообразование. Кроме презентации, команда подготовила буклеты, в которых выделила правила общения в коллективе.

Пятая группа поделилась концепцией «Школы развивающей и школы развивающейся». Участники нетворкинга подготовили интеллект-карту, на которой отметили пути развития образовательной среды, реализации потенциала учителей, взаимодействия с родителями и налаживания комфортного процесса обучения. В новой школе каждый учитель под руководством администрации составит индивидуальный маршрут профессионального развития. Преобразовывать пространство школы команда предложила через создание мультимедийной площадки, классов виртуальной реальности, читального зала, зон буккроссинга и выставок. Новшеством «школы будущего» станет фандрайзинг.

Шестая группа рассказала, как построить работу методобъединения в школе. Новая модель позволит улучшить подготовку учителей к урокам, повысить качество знаний учащихся и расширить кругозор школьников. Методобъединения помогут развить у детей образное мышление и лидерские качества, а также приведут к сплочению педагогического коллектива.

Седьмая команда представила результаты размышлений на тему «Как построить отношения в учительском коллективе?». Участники неформально подошли к презентации проекта и проиллюстрировали конфликтные ситуации сценками из жизни учителей. Педагоги рассмотрели проблемы внутри коллектива (нарушение личных границ, отсутствие доверия, профессиональное выгорание опытных и чрезмерный энтузиазм молодых) и пути их решения через взаимодействие – новые традиции, собрания, мозговые штурмы, тимбилдинг, совместный отдых и досуг.

Восьмая группа поделилась своим видением развивающей и развивающейся школы. По мнению педагогов, развивающаяся школа внедряет передовые технологии, активно использует онлайн-ресурсы, вовлекает семьи в процесс обучения, взаимодействует с выпускниками. Развивающая школа подразумевает пространство для самореализации школьников, поддержку волонтёрских инициатив, расширение границ школьного сообщества. Команда разработала концепции создания комфортной деятельной среды для учителей, поддержки индивидуального прогресса учеников и предметно-пространственной среды школы, а также отдельно остановилась на роли директора как лидера школы.

Зампредседателя Саратовской областной организации «Общероссийский Профсоюз образования» Г.Н. Попова выделила работы пятой, шестой и седьмой групп и наградила учителей памятными подарками от профсоюза. «За четыре дня вы научились сотрудничать, и это, пожалуй, самый большой опыт», – отметила Галина Николаевна.

Руководитель приоритетных проектов и программ СГУ, куратор нетворкинга профессор Е.Г. Елина отметила преимущества каждой команды и предложила двум из них – пятой и седьмой – выступить на научно-образовательном фестивале «Неделя педагогического образования». Елена Генриховна напомнила участникам форума о деятельности Центра поддержки молодых учителей на базе Саратовского университета и Гимназии №7 и о «Виртуальном педагогическом классе» для учащихся 10–11 классов, а также пригласила молодых специалистов к поступлению в магистратуру СГУ.

«Могут ли люди старшего поколения учиться у молодых? Для меня ответ несомненный. Я сегодня научилась очень многому. Всё, что здесь происходило, носит название "нетворкинг", и главная наша задача – конструктивно работать, чтобы мы могли обмениваться впечатлениями, мнениями, давать друг другу советы и учиться взаимодействовать», – подчеркнула Елена Генриховна.

Ректор Саратовского университета профессор А.Н. Чумаченко вручил участникам нетворкинга удостоверения о повышении квалификации. «Надеюсь, вы смогли ещё раз окунуться в университетскую атмосферу и почерпнуть для себя что-то новое. Спасибо нашим замечательным преподавателям, которые не только передают свои знания, но и делятся с вами новыми методиками и приёмами. Работать с детьми всегда сложно, поэтому учитель – это очень высокое звание. Мы надеемся, что нам удастся благодаря вам продвинуть новые педагогические идеи», – обратился к молодым педагогам Алексей Николаевич.

Магистрант факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ, учитель географии школы №3 города Лабытнанги Никита Бойко рассказал об участии в форуме: «Я познакомился с саратовским сообществом молодых учителей и узнал много интересного. Так как наш город маленький, есть пространство для продвижения идей, которые были здесь озвучены».

Напомним, что летний педагогический нетворкинг «Молодой учитель в современном образовательном пространстве» – часть стратегического проекта «Университет как центр непрерывного образования учителя в контексте социальных практик ХХI века ("Учитель в образовательной парадигме")», который входит в программу государственной поддержки и развития университетов «Приоритет 2030».

В течение нетворкинга в официальных аккаунтах СГУ во «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Яндекс.Дзене», Telegram и RUTUBE выходил видеодневник с комментариями организаторов и преподавателей школы: ректора СГУ А.Н. Чумаченко, руководителя приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елиной, заместителя министра образования Саратовской области И.А. Чинаевой, директора Медико-биологического лицея Т.Я. Сыромолотовой, младшего научного сотрудника лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ Д.А. Логинова, заместителя начальника Управления социальной работы СГУ М.И. Кабановой, заведующей кафедрой методологии образования Е.А. Александровой и доцента кафедры общего литературоведения Р.И. Павленко. Эксперты рассказывали о том, что характерно для современного молодого учителя, каким должен быть педагог, как взаимодействовать с родителями, каковы цели, преимущества и перспективы нетворкинга.

Фото- и видеорепортажи, а также впечатления молодых учителей от занятий и проектной работы можно найти в дайджесте материалов.