Skip to main content Skip to search

Молодые педагоги обсудили речь учителя и тьюторскую компетентность

5 августа, 2022 - 12:00

Молодые педагоги обсудили речь учителя и тьюторскую компетентность

Авторы:
Текст: 
Инна Акаева
Фото: 
Виктория Викторова
Валерия Агаджанова

Третий день летнего педагогического нетворкинга «Молодой учитель в современном образовательном пространстве» начался с коворкинга «Учитель говорит», который провела заведующая кафедрой русской филологии и медиаобразования на базе МОУ ГЭЛ О.И. Дмитриева.

«У А.П. Чехова есть повесть "Скучная история", где он сравнивает работу преподавателя в аудитории с работой дирижёра большого оркестра, когда он в то же время должен быть и учёным, и педагогом,  и оратором», начала своё выступление Ольга Ивановна.

После этого она объяснила участникам, что такое коворкинг, в формате которого предстоит общаться. Реализовать этот формат помогала старший преподаватель кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ ГЭЛ М.И. Кабанова. Марина Игоревна также добавила, что коворкинг предполагает совместные решения, ошибки, заблуждения и выходы.

Молодые педагоги отвечали на вопросы «Как вы говорите?», «Когда вы это делаете?», «Зачем вы это делаете?» и «Что вам мешает?». Слышались забавные версии, которые создавали особую дружескую атмосферу на занятии. Основной задачей первого этапа коворгинга стало создание нужных психологических установок на совершенствование речевого общения в разных ситуациях, к примеру, при проведении родительского собрания, на формирование уверенности в своих возможностях. Были и минутки воодушевления – участники коворкинга вставали и, с гордостью выбросив руку вперёд, кричали «Я!». Марина Игоревна попросила задуматься каждого над фразой: «Мы не учим детей, как говорить, но при этом заставляем их говорить». Оживленно и с пользой для участников прошёл тренинг по работе с речевым аппаратом.

«Как и что говорит учитель?» – ключевой вопрос лекции О.И. Дмитриевой. Чтобы каждый участник форума нашёл для себя ответ, спикер рассказала о речи, как о главном инструменте учителя. Она объяснила такие понятия, как основные композиционные части речи, вербальные и невербальные средства общения, этапы общения, средства активизации интереса адресата к речи и речевые ситуации в учительской практике. Говоря о соотношении монолога и диалога в учительской речи, спикер заметила, что монолог в  чистом виде активно воспринимается слушателями очень непродолжительное время.

По словам Ольги Ивановны, речь – основной инструмент учителя, и она может страдать от неумения правильно пользоваться языковыми ресурсами. Неудачно как неуместное употребление высокопарных фраз, так и оборотов из официально-деловой речи, например, употребление сначала фамилии, а потом имени и отчества. Не случайно на коворкинге была упомянута риторика, которая является одной из самых древних наук на земле и остается полезным источником знаний о речевом мастерстве, но, к сожалению. редко преподаётся в школах России.

Ольга Ивановна предложила молодым педагогам подумать над темой «Современный учитель» и спросила, с чего бы каждый слушатель начал разговор с аудиторией. В ответ звучали разные варианты: с портрета, примера, вопроса или определения. Это стало ступенькой к разговору о логико-смысловых моделях, по которым строится наша речь.

В завершение выступления О.И. Дмитриева сказала, что разговор на такую обширную тему лишь начат, и оставила адрес своей электронной почты для обратной связи. В качестве домашнего задания М.И. Кабанова предложила участникам познакомиться с образцом конкурсной речи-самопрезентации учителя, проанализировать ее с учетом полученной на коворкинге информации и подумать, как её можно улучшить.

После аплодисментов и слов благодарности ведущим коворкинг сменился мастер-классом «Тьюторская компетентность современного учителя: техники и приёмы конструктивного взаимодействия в образовательной среде школы». Его провёл учитель биологии Школы №1465 Москвы, младший научный сотрудник лаборатории индивидуализации непрерывного образования МГПУ Д.А. Логинов.

«Тьюторство – вещь открытая и субъективная, понятие очень широкое», – отметил  в начале разговора Дмитрий Александрович. Он рассказал о технологии интерактивного вопрошания, и участники подумали, что для них ассоциируется с тьюторством. Среди ответов можно было услышать «обмен эмоциями», «общая работа», «ответственность» и «индивидуальный подход».

Участники узнали, что такое конструктивное взаимодействие, почему педагогику считают вариативной наукой и какие практики педагогической поддержки существуют. Спикер подробно рассказал про каждый пункт и спросил, что бы участники могли предпринять в рамках каждой из этих практик.

Самой запоминающейся частью мастер-класса стал интерактив – участники придумывали вопросы на тему взаимодействия с учениками в школе. Каждый задавал свой вопрос случайному участнику, таким образом объединяясь в команды. Группы объединялись между собой и выбирали новый вопрос до тех пор, пока не сформировалось две большие команды. Их лидеры рассказали, почему остановились именно на этих формулировках. Голосованием был выбран вопрос-победитель – «Как выстроить конструктивное взаимодействие с любым ребёнком?». Он стал ориентиром для дальнейших рассуждений молодых педагогов.

В конце мастер-класса Дмитрий Александрович нарисовал схему ресурсов конструктивного общения в педагогике. Вместе с участниками нетворкинга спикер пришёл к выводу, что они работали с вопрошанием, средой и принципами индивидуализации.

Летний педагогический нетворкинг «Молодой учитель в современном образовательном пространстве» – часть стратегического проекта «Университет как центр непрерывного образования учителя в контексте социальных практик ХХI века ("Учитель в образовательной парадигме")», который входит в программу государственной поддержки и развития университетов «Приоритет 2030».