Skip to main content Skip to search

В рамках педагогического нетворкинга прошёл практикум по работе с одарёнными детьми

4 августа, 2022 - 16:01

В рамках педагогического нетворкинга прошёл практикум по работе с одарёнными детьми

Авторы:
Текст: 
Инна Герасимова
Фото: 
Дмитрий Ковшов
Валерия Агаджанова

В среду, 3 августа, в рамках второго дня работы летней школы «Молодой учитель в современном образовательном пространстве» состоялся интерактивный практикум «Одарённые дети: бонусы и риски в работе учителя». Его провела заведующая кафедрой педагогики, руководитель Центра поддержки одарённых детей СГУ, доцент Е.И. Балакирева.

Екатерина Игоревна в начале занятия спросила у слушателей – встречались ли в их практике работы одарённые дети, объяснив свой вопрос сложностью феномена и его понимания в науке и образовательной практике. Предложив разобраться с определением основных понятий, Е.И. Балакирева представила размышления учёных о детской одарённости как одного из  главных трендов  современного образования. «Работа с одарёнными детьми не может быть локальной, она должна развиваться и быть долгосрочной. При создании образовательной экосистемы необходимо взаимодействие всех её элементов, таких как целенаправленность, открытость, сотворчество и многосторонность, – пояснила спикер. – Чтобы всё в этой системе работало, важно отдавать, меняться ресурсами, пробовать различные методики для лучшего развития потенциала одарённого ребёнка».

Участники нетворкинга познакомились с разными концепциями и теориями одарённости. Отдельно остановились на  имплицитных теориях Дж. Брунера: «все дети одарённые» и «одарённость – явление редкое, а  потому одарённые дети – лишь малая часть детского населения». Несмотря на явную спорную позицию утверждения о том, что все дети одарённые, его нельзя оставить без внимания, рассматривая проекцию понимания деткой одарённости на образовательную практику.  Для учебной и жизненной успешности часто оказывается важным не то, что дала человеку природа, а то, что человек успел сделать с тем даром, который ему достался. Из второго утверждения: одарённость – явление редкое, – следует, что проблематика одарённости – частная, периферийная педагогическая задача.

«Детская одарённость» и «одарённый ребенок» – различные явления. Смысловой аналог одарённости – потенциал личности. И об определённом уровне развития одарённости и потенциала можно говорить применительно к каждому ребёнку. Словом «одарённые дети» обозначается некая исключительность. Допускается возможность существования в детском социуме особой группы детей, существенно отличающихся от сверстников. Данный подход достаточно уязвим и часто является предметом критики со стороны практиков.

Весьма характерное для образовательной практики представление об одарённых детях предложено авторами «Рабочей концепции одарённости». Кого можно считать одарённым ребенком? Одарённый ребенок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Участники практикума узнали об особенности интеллектуальной, творческой, академической одарённости, а также о том, как разграничивать явную, мотивационную и скрытую одарённость. Слушатели познакомились с психологическим портретом актуально одарённого ребёнка, включающим в себя когнитивный, мотивационно-ценностный, характерологический, эмоционально-энергетический, поведенческий и другие аспекты одарённости.

Первым практическим заданием для групп слушателей было проведение мозгового штурма для определения форм и методов выявления общей и специальных видов одарённости у школьников, а затем представление и обсуждение результатов. К формам участники отнесли олимпиады, конкурсы, участие в научной и творческой деятельности, проектную работу.  К методам – наблюдение, анализ, психологическое тестирование, оценку и другие.

Екатерина Игоревна после выступлений участников в качестве примера работы с одарёнными детьми представила практики выявления одарённости у школьников, применяемые на базе Саратовского университета. В их числе: всероссийские олимпиады школьников, школы юных («Добрый Фрейд» и Школа журналистики), деятельность Центра поддержки одарённых детей, школа для одарённых старшеклассников «Созвездие», где читают лекции ведущие учёные СГУ. Подобные активности помогают ребёнку понять, что есть сообщества, кроме школы, позволяющие развивать способности, таланты и интеллектуальные навыки.

В рамках второго практического задания молодые педагоги смогли пройти тест на выявление своего уровня готовности к работе со способными, талантливыми детьми.

Третье задание для слушателей заключалось  в разработке индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с опредёленным видом одарённости.  Здесь участники предложили работу с детьми по развитию разных видов одарённости, подготовку к этапам олимпиад, индивидуальные занятия по предмету, работу с психологом, интеллектуальные игры и многое другое.

Занятие проходило в форме лёгкой, оживлённой беседы, где каждый мог задать интересующие вопросы, высказать своё мнение, поделиться опытом работы с одарёнными школьниками и дать совет своим юным коллегам.