Skip to main content Skip to search

Education and Research Center "Regional Historical and Cultural Heritage and Cross-cultural Relations"

Education and Research Center "Regional Historical and Cultural Heritage and Cross-cultural Relations"

Short description: 

1. В научно-практической сфере работа НОЦ ведется по следующим основным направлениям: – Анализ теории и практики конструирования исторической памяти Объединение в рамках НОЦ специалистов в различных областях исторического знания позволяет вести квалифицированную разработку методологической составляющей научно-исследовательских программ по изучению мест исторической памяти народов Нижнего Поволжья, создает условия обеспечения эпистемологической и методической преемственности и целостности в разработки программ по изучению культурно-исторического наследия. Разработка данного направления имеет не только научную, но и общественную значимость: места памяти являются неинституциональным маркером политических трансформаций. Познание и осмысление исторического прошлого – необходимое условие формирования национальной идентичности любого народа и именно историческая память задает точку отсчета существования того или иного национального сообщества и определяет его смысл существования, превращая конгломерат индивидов в единое целое. Накопленный в рамках НОЦ РКН и КС исследовательский материал и методический опыт могут быть учтены в практике формирования региональных программ национально-культурного развития. Возможно исполнение консалтинговых работ в этой области. Одним из стратегических пунктов в развитии данного направления является создание международной исследовательской группы (при институциональном и системообразующем участии НОЦ РКН и КС) по компаративным исследованиям практик конструирования исторической памяти и открытие на базе СГУ (при финансовой поддержке ЦЕУ, г. Будапешт) летней школы для молодых преподавателей региональных вузов России. – Исследования по потестарной, социальной и этнической имагологии Специалистами историками ИИиМО, специалистами в области общественных наук СГУ, в последние годы накоплен богатый опыт реализации целого ряда научно-исследовательских проектов в данной области, наиболее крупные из которых: «Французы и русские глазами друг друга: коллективные образы в диалоге национальных культур индустриальной цивилизации» (Программа «Межрегиональные исследования в общественных науках». Грант № КТК 474-1-01/1), «Понятие «либерализм» в политическом дискурсе Франции и России XIX в.» (Программа «Межрегиональные исследования в общественных науках». Грант № КТК 392-2-02), «Образы и стереотипы верховной власти в диалоге национальных политических культур индустриальной цивилизации», субпроект «Человек в сетях «чужой» культуры» (В рамках межмионовского проекта «Диалог культур и цивилизаций») и др. Имагология, находящаяся как дисциплина в современной России еще в стадии становления, акцентирует внимание на восприятии «другого», как на этническом, так и на социальном, религиозном и политическом уровнях. Общественная значимость проблемы подчеркивается роковыми событиями ХХ века, заставляющими вновь задуматься над образами «врага», «друга», «партнера» и т.д., над их функциями в историческом процессе. Интеграционные процессы начала ХХI века, глобализация, с одной стороны, поиски национальной идентичности в рамках дихотомии «человечество» – «нация», коммуникативные задачи диалога культур, – с другой, актуализируют поставленную проблему. Проблема диалога, преодоления (или использования) стереотипов – одна из важнейших в культуре всех времен, но и сейчас она остается животрепещущей. Мы не раз и сегодня становимся свидетелями, как самая впечатляющая очевидность становится бессильной, и никакие разумные доводы не в силах опровергнуть стремительно возникшие или возродившиеся стереотипы массового сознания. Разработка в рамках НОЦ РКН и КС данного междисциплинарного направления позволит впервые в России сформировать в перспективе самостоятельную научную школу имагологических исследований. Большое практическое значение имеет развитие данного направления и для нашего региона, являющегося «плавильным тиглем» различных народов, отличающегося конфессиональной и этнической неоднородностью. Исследования в общем русле социальной антропологии восприятия образа «власти» (как персонифицированного, так и обезличенного) могут быть использованы при составлении социально-политических прогнозов и программ развития региона. – Транзит знаний в контексте истории Изучение истории знания, развития науки как социального института и феномена современной культуры, компаративные исследования образовательных моделей являются важной сферой междисциплинарного сотрудничества. В ИИиМО сложились исследовательские группы, которые накопили важную информацию в этих сферах. В 2007 г. под эгидой Программы межрегиональных исследований в общественных науках велась работа над проектом «Научные организации и институты власти: особенности взаимодействия в условиях трансформирующегося общества». В 2007 г. при поддержке Санкт-Петербургского университета была начата работа по изучению транзита знания в рамках программы сотрудничества с Европейским обществом поддержки науки Euroscience. В 2008 г. на базе Южного Федерального университета работа была продолжена в рамках проекта «Наука и власть: социокультурные модели взаимодействия». В 2008 г. в сотрудничестве с Центром философии и истории науки факультета философии и психологии СГУ была организована конференция «Научные школы СГУ». В 2009 г. достигнуто соглашение с руководством Европейского общества поддержки науки Euroscience о создании в Саратове регионального представительства Euroscience для изучения процессов транзита знания и международного научно-образовательного сотрудничества. Работа в этом направлении может быть продолжена в сотрудничестве с НОЦ РКН и КС. В XXI в. знание и образование стали общественно значимой ценностью, капиталом, но исторический опыт их производства, распространения и использования еще далеко не изучен. В условиях глобализирующегося мира знаниевые и образовательные системы становятся все более открытыми друг для друга, а агенты, производящие знание и образовательные услуги, – более мобильными. Транзит знаний – научных, философских, социальных – является объективной данностью, а понимание механизмов его функционирования и обслуживания – объективной задачей. Опыт стран Европы, Азии, Северной Америки и Австралии показывает, что транзит знаний в качестве важнейшего аспекта кросс-культурных связей представляет собой необходимый объект междисциплинарных исследований, которые невозможны без участия специалистов-историков. Изучение феномена транзита знаний лежит на пересечении доменов традиционной историографии и науковедения. Историческая наука исследует транзит знаний во времени, науковедение – в пространстве. Синтез обоих подходов предполагает построение динамической картины «путешествия» знаний из одних очагов и центров в другие в рамках целостного пространственно-временного континуума. Меняющаяся во времени география научных и образовательных центров, эволюционирующие институциональные ландшафты знания, трансформация наукоемкой образовательной среды, это лишь некоторые аспекты проблемы. Изучение заявленной проблемы значимо для укрепления репутации ИИ и МО СГУ как научно-образовательной структуры, позволит встроиться местным историкам в новые сети научно-образовательной коммуникации, будет способствовать развитию новых исследовательских направлений в СГУ, найдет свое отражение в новых публикациях, семинарах, конференциях, а также в учебно-образовательном процессе на уровне магистратуры и аспирантуры. 2. В области учебной и профессионально-педагогической деятельности деятельность НОЦ РКН и КС направлена на модернизацию образовательного процесса через интеграцию учебной, исследовательской и инновационной деятельности в рамках: - мониторинг и анализ новых подходов, форм и перспективных направлений по подготовке специалистов в области исследований исторической памяти, кросс-культурных отношений, знания, образования и имагологии; - привлечение научных кадров высшей школы, аспирантов и студентов на договорных основах для участия в деятельности «Центра»; - повышения профессиональной и научно-практической подготовки профессорско-преподавательского состава в области современной методологии гуманитарного знания; - разработки новых форм учебных материалов (презентаций, ЭУМК, БД), их внедрения в учебный процесс, участия студентов в освоении новых информационных технологий в изучении и преподавании истории; - разработки, организации и проведения мероприятий (мастер-классов, семинаров, тренингов), направленных на достижение наиболее полного соответствия уровня подготовки специалистов требованиям рынка труда; Одной из стратегических задач НОЦ РКН и КС по этому направлению работы является формирование информационного и аналитического банка данных по современным междисциплинарным подходам в области социогуманитарного знания. НОЦ РКН и КС в перспективе может стать научной базой для проведения научно-исследовательских практик, являющимися обязательными для обучающихся в магистратуре. Отсутствие в настоящий момент в нашем регионе подобного научного центра открывает перспективы для сотрудничества с различными образовательными учреждениями на договорной основе. В 2009 г. НОЦ РКН и КС совместно с Центром Турецкого языка и культуры СГУ организовал и провел научную конференцию молодых ученых «Турция – Россия – Ближний Восток: история, культура, политика». По итогам этой конференции готовится издание сборника статей. В соответствии с заявленной одной из основных научных тем («Анализ теории и практики конструирования исторической памяти») подготовлен межвузовский сборник научных статей «История и историческая память».

 

Научно-образовательный центр «Региональное историко-культурное наследие и кросс-культурные связи» (РКН и КС) создан 20 мая 2008 г. и является структурным подразделением Института истории и международных отношений.

Разрабатывая общую научно-производственную тему «Междисциплинарные подходы в исторических исследованиях», НОЦ в своей работе нацелен на решение как научных, так и учебных задач. НОЦ решает практические вопросы, связанные с формированием институциональной структуры и научно-методической базы по разработке, организации и проведению мероприятий, направленных на создание новых знаний, освоение новейших методик и направлений в изучении истории кросс-культурных связей, культурного наследия, научного знания, образования, имагологии и методологии исторических исследований.