Skip to main content Skip to search

Мякшева
Ольга
Викторовна

Professor
Education: 
Школа №101, г. Саратов, 1973 г., Среднее образование
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, 1978 г., Русский язык и литература, квалификация "Филолог, преподаватель русского языка и литературы "
Thesis and academic degrees: 
Terminal degree in Philology (10.02.01), «Пространственная семантика: реализация языковых ресурсов в разных сферах и средах общения», 2009 г.
PhD in Philology , «Компонент с локальным значением в структуре предложения (на материале разговорной, научной и художественной речи)», 1987 г.
Общий стаж: 
45 лет
Стаж по специальности: 
40 лет
Other Administrative Positions: 

Членство в советах: член диссертационного совета Д212.243.02 при Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского.

Почетный работник общего образования, член РОПРЯЛ, в 2001 – 2005 гг. заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания Саратовского педагогического института.

Член «Общества русской словесности».

 

Преподаваемые дисциплины: 
Современный русский литературный язык
Филологический анализ текста
Принципы создания элективных курсов по русскому языку в средней школе
Main Publications: 

 

Научные публикации:

Типы пространств как единицы формирования текстов разной функциональной природы // Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20–23 марта 2010 г.): Труды и материалы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 894 с. С. 190-191. ISBN 978-5-211-05818.

Пространственная семантика и ее роль в художественном тексте // Русский язык в школе. 2010. – № 4. – С. 38-43. ISSN 0131-6141.

Ещё об одном подходе к исследованию смыслопорождающей роли текстовой организации // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.П. Котюровой. – Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. – Вып. 14. – 386 с. – С. 211-220. ISBN 978-5-7944-1142-3.

Пространственная семантика как средство доступа к анализу ментальных процессов // Предложение и Слово. Книга 1: Сборник научных трудов / Отв. ред. С.В. Андреева. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. – 336 с. – С. 215-221. ISBN 978-5-9999-0574-1.

Пространственная семантика и специфика её использования в текстах разных сфер общения // Русский язык и культура в пространстве Русского мира. Материалы II Конгресса Российского общества преподавателей русского языка. Санкт-Петербург, 26–27 окт. 2010 г. –В двух частях. – Т. 1. – СПб.: Издательский дом «МИРС», 2010 – 701 с. – С. 370–377. – ISBN 978-5-91395-061-1 (Т. 1) ISBN 978-5-91395-063-5 (серия).

Ученый-филолог в школе: вчера и сегодня // III Международная научно-практическая Интернет-конференция «Русский язык@ Литература@ Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом» 22–29 ноября 2010 г. http://around.russianforall.ru/conf.

Специфика представления пространственной семантики в разных  сферах и средах общения (сравнительный анализ научной и разговорной речи) // Известия Саратовского университета. Серия Филология. Журналистика. Новая серия. – 2012. Том 12. В. 2. С. 3-10.

Пространственная семантика как способ манипулирования сознанием адресата в СМИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной  России. Материалы III Конгресса РОПРЯЛ Санкт-Петербург, 10-13 октября 2012. – в 2-х т. – Т.1. – СПб.: Изд. Дом «МИРС», 2012. – С. 169-173.ISBN 978-5-91395-089-5 (Т. 1) ISBN 978-5-91395-083-3 (серия)

Предметный мир личности как отражение особенностей мировосприятия // Коммуникация. Мышление. Личность.: Матер. Междунар. Науч. конференции, посв. памяти проф. И.Н. Горелова и К.Ф. Седова (12-14 ноября). Саратов: Изд. центр «Наука». 2012. С. 543-552.ISBN 978-5-9999-1398-2.

Русский язык: стандарты и жизнь // Практический журнал для учителя и администрации школы. М.: «Фолиум». 2013. №3. С. 10-12.

ФГОС и ЕГЭ: точки отталкивания // Предложение и Слово. Сборник научных трудов /Отв. ред. С.В. Андреева. - Саратов: Изд-во "Научная книга", 2013. - С. 322-327.

Местоимения и специфика их функционирования в текстах разных жанров одного лица // Материалы 9 научно-практической конференции «Научный потенциал мира», 17-25 сентября 2013г. – София: «Бял ГРАД-БГ»ООД, 2013. - Т. 13. Филологические науки. 80 с. -  С. 31-36.

Прилагательные в тексте как способ отражения мировосприятия его автора // В лабиринте сознания, времени и языка. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 319-327. ISBN 978-5-89016-848-1.

Диффузность значений и роль кодифицирующей лексикографии в культуре речи населения // Труды  Института русского языка им. В.В. Виноградова. Вып. 2. – М., 2014. С. 235-245. ISSN 2311-150Х (соавторство с О.Б. Сиротининой).

Специфика лингвостилистического анализа нехудожественного текста // Текст,контекст, интертекст: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции «XIII Виноградовские чтения» (г. Москва, 15-17 октября 2013г.). –Т. 1: Русский язык. Методика обучения филологическим дисциплинам в вузе и школе. Часть I/ Отв. ред. Е.Ю. Геймбух, В.А. Коханова. -  М.: МГПУ, 2014. С. 62-68. ISBN 978-5-243-00300-1. 360 с.

Манипуляционные стратегии в современном судебном делопроизводстве // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: история и современность: сборник научных трудов. Вып. III /Редколл.: В.В. Леденева, Т.М. Фадеева, Е.Д. Звукова. - М.: ИИУ МГОУ, 2015 - С. 178-182. ISBN 978-5-7017-3432-5.

Языковая личность сквозь призму разных жанров // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015года). /Ред. кол: Л.А. Вербицкая, К.А. Рогова, Т.И. Попова и др. В 15 т. Т. 6. СПб.: МАПРЯЛ, 2015. С. 388-393. ISBN 978-5-990-6635-6-5 (т. 6) ISBN 978-5-990-6635-0-3 (серия).

Коммуникация, информация, манипуляция: соотношение понятий в современной речевой практике // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.П. Котюровой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2015. Вып.19. 224с. С.33-45. ISBN 978-5-7944-2596-3 (вып. 19) ISBN 978-5-7944-1142-3.

«Наращение» или создание смысла в тексте (на материале функционирования местоимений в текстах одного автора) // Экология языка и коммуникативная практика: сетевое научное издание. 2015. №2. С. 287-302.

«Уровни понимания текста (на материале «восстановленных текстов»)// Мир русского слова, 2016, №2. С. 37-42.

Представляем книгу // Известия Сар. ун-та. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2016. Т. 16. Вып. 3. С. 350-353.  

Устная речь одного лица в официальной и неофициальной обстановке // Русская устная речь: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «II-е Баранниковские чтения. Устная речь: русская диалектная и разговорно-просторечная культутра общения» (Саратов, СГУ, 18-19 ноября 2015г.) . Вып. 2. Саратов: Амирит, 2016. 222 с. С. 77-84.

Текст как предмет современных лингвистических исследований и объект изучения в вузе и школе //  Русская речевая культура и текст: материалы IX Международной научной конференции (15-16 апреля 2016г.) / Под общей редакцией проф. Н.С. Болотновой. Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2016. 325 с. С. 290-295.

Восприятие лексики первой половины прошлого века детьми XXI //Динамика языковых и культурных процессов в современной России [Электр. ресурс] – Вып. 5. Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4-8 октября 2016 г. – СПб.: РОПРЯЛ, 2016. С. 1281-1286.

Активная лексика и семантические лакуны в лексиконе современного школьника //  Проблемы речевой коммуникации 2016 : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов : Изд- во Сарат. ун-та, 2016. – Вып. 16. С. 48-56.

Пространственная семантика и её роль в создании газетного текста // Медиалингвистика. 2017. Международный научный журнал. № 1 (16). С. 73-84. http:// medialing.spbu.ru /part 10/.

Наблюдения за речевым развитием детей от года до двух // Проблемы речевой коммуникации 2017 : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. Саратов : Изд- во Сарат. ун-та, 2016. – Вып. 17. С. 154-170.

Специфика восприятия публицистического текста (на материале «экспериментальных» текстов) // Экология языка и коммуникативная практика: сетевое научное издание. 2017. №4. С. 72-85.

«Восприятие и интерпретация текстов культуры современной молодежью» // Русистика и компаративистика: сб. науч. ст. Вып. XII. М.: Книгодел, 2018. – 311 с. (Научное издание). С.165 – 178. 

Угодить и угадать как составляющие жанровых характеристик эссе современных школьников // Жанры речи : Международный научный журнал. 2018. № 2 (18). С. 136-144.

Государственный (литературный) русский язык: обязательные и возможные сферы его использования, нормы и реальный узус // Труды  Института русского языка им. В.В. Виноградова. Вып. 13. Культура русской речи. М.,  2017. С. 82-88 (в соавторстве с О.Б. Сиротининой).

«Русский текст сквозь призму мировосприятия его автора-чеченца» // «Динамика языковых и культурных процессов в современной России [Электронный ресурс]. Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ (г. Уфа, 11-14 октября 2018 г.) Спб.: РОПРЯЛ, 2018. 1 электрон. опт. диск. С. 624-630.

Филологический анализ текста: учебно-методическое пособие // Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2018. 92 с.

Речевой портрет директора школы // Проблемы речевой коммуникации 2018: межвуз. сб. науч. тр./ под ред. М. А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. Саратов : Изд- во Сарат. ун-та, 2018. – Вып. 18. Книга 2. С. 27-35.

Современный русский литературный  язык как государственный язык Российской федерации // Русский язык в школе. 2019. № 3. С. 22-27 (в соавторстве с О.Б. Сиротининой).

В поисках «блуждающего мифа» о смысле текста // Известия Сар. ун-та. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2019. Том 19. В. 3. С.361-365.

Рецензия на кн.: Всеволодова М.В., Виноградова Е.Н., Чаплыгина Т.Е. Русские предлоги и средства предложного типа. Материалы к функционально-грамматическому описанию реального употребления. Кн. 2. Реестр русских предложных единиц А-Б (объективная грамматика). М.: УРСС. 800 с.  // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2019. № 4 С. 230-235.

Речевая среда современной молодежи: семья, школа, университет / Speech Environment Of Modern Youth: Family, School, University //  Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age - 2019”) (EEIA – 2019)/ Под ред. С.В. Ивановой. 2019. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», С. 452-466. International conference “Education Environment for the Information Age - 2019” (EEIA – 2019). Moscow, 2019, pp. 574-582. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.65. Соавторы: О.Б. Сиротинина, МА. Кормилицына, А.Н Байкулова, Т.С. Боц. Myaksheva O.V., Sirotinina O.B., Kormilitsyna M.A., Baikulova A.N., Bots T.S.

Лингвистика текста и философские проблемы герменевтики //  "Мир русского слова" № 3. 2020 г. С. 61-64.

Русский язык и проблемы его существования в современном российском обществе // // Народы Саратовской области: потенциал развития. Учебное пособие для учителей, преподавателей, студентов, сотрудников муниципальных органов власти / под редакцией А.П. Мякшева, А.П. Зуева. Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 139-157. Фонд Президентских грантов. Грант Президента Российской федерации на развитие гражданского общества № 19-2-006513.

Лингвистические курсы для студентов – филологов направления «Педагогическое образование» в современном вузе // Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы (Москва, Россия, МГУ имени М. В. Ломоносова, 5-6 ноября 2019 г.) : сборник материалов. — Москва : Издательство Московского университета, 2020. — 523 с. С. 319-323.

Формирование речи и языковой личности ребенка от 2 до 5 лет // Языковое сознание. Речевая коммуникация : Материалы международной научной конференции, посвященной памяти профессора В. Е. Гольдина / Отв. ред. О. Ю. Крючкова.   Саратов : ИЦ «Наука», 2020.  С. 557- 566.

Мякшева О.В., Джураева З., Розымова М.   Образ России в учебниках русского языка для иностранных учащихся // Русский язык и культура. Взаимосвязи и взаимодействие: Материалы VI Международного педагогического форума (Сочи, 2–3 декабря 2019 года) / Ред. кол.: С. И. Богданов, С. В. Друговейко-Должанская, Ю. В. Меньшикова и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. — С. 73-85.

Мякшева О. В. Онтогенез детской речи: на пути к полноценному и эффективному общению // Коллективная монография «Эффективность коммуникации: влияние сфер общения на факторы ее достижения» / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2021. С. 206-230.

Мякшева О. В., Сиротинина О. Б. Русский язык как государственный: проблемы его экологии и функционально-стилевой дифференциации // Экология языка и речи: материалы IX Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Нины Георгиевны Блохиной, Тамбов, 12–13 февраля 2021 года. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021. С. 12-16.

«От первых слов до первого класса: сто лет спустя // РЯШ, 2022 Т.83, № 2

«Речевой жанр творческого общения представителей интеллигенции разных национальностей» // Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве» (6–10 декабря 2021 года). Сборник материалов. В 3 ч. Ч. I. Направление 1: Координация и повышение эффективности преподавания и научного изучения русского языка на пространстве СНГ. Направление 2: Актуальные проблемы билингвизма и диалога культур / М. Н. Русецкая (гл. ред.) ; М. А. Осадчий (отв. ред.). — Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2021 — 528 с. C. 425-427

«Работа с текстом в школьном курсе "Русский родной язык"» // Русская речевая культура и текст: материалы XII международной научной конференции (Томск, 20-21 мая 2022 г.) ; под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2022 С. 189-196. С. 12-22.
 
Путь к осмыслению текста как осмысление жизни // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 3 (227). С. 112-119.
 
Образ России в учебниках русского языка // Жанры речи. 2023. Т. 18. №3 (39). С. 245-252. (в соавторстве с М.В. Сурковой).
 
Лингвистический анализ художественного текста как ключ к его осмыслению: когнитивно-дискурсивный аспект // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. Том 14, №3 (2023). С. 704-718)
 
Русский язык современной молодёжи: полюсы существования в современном российском обществе // Феномен многонационального Советского Союза: история, наследие и социальная память. К 100-летию образования СССР: материалы международной научной конференции (Саратов, 14-15 октября 2022 г. / Под ред. А.П. Мякшева. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2023. С. 186-194.
 

Монографии:

Пространственная семантика: Реализация языковых ресурсов в разных сферах и средах общения. – LAP LAMBERT Akademik Publishing, 2012. – 550 с. ISBN 938-38465-8056-1.

Параграфы 2.2. Текст как «срединная составляющая» процесса коммуникации между адресантом и адресатом;  3.3. Зависимость использования приемов воздействия от целей и ожидаемых результатов общения // «Эффективность коммуникации: понятие, роль адресанта и адресата, основные приемы её достижения» : монография  / под редакцией О.Б. Сиротининой и М.А. Кормилицыной. Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2019. 236 с.

Глава «Онтогенез детской речи: на пути к полноценному и эффективному общению» монографии Эффективность коммуникации: влияние сфер общения на факторы ее достижения: Монография /под ред. О. Б. Сиротининой. – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2021 256 с. С. 206-230.
 
Мне не до смеха – мне до страха (речевое развитие ребенка от первого слова до семи лет). Саратов: Издательство Саратовского университета, 2022. – 112 с.
 

Учебно-методические публикации:

Филологический анализ текста: учебно-методическое пособие для бакалавров и магистрантов по направлению подготовки Филология.  Издание 2-е исправл. и дополн. Саратов: Саратовский источник, 2019. 95 с.

Современный русский язык: Синтаксис  слова, словосочетания, простого и сложного предложения. Учебно-методическое пособие для бакалавров по профилю подготовки «Филология». 4 изд., испр. и доп. Саратов: Амирит, 2019. 142 с. (в соавторстве с С.В. Андреевой).

Филологический анализ текста: учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки «Филологическое образование.  Издание 3-е исправл. и дополн. Саратов: Саратовский источник, 2023. 102 с.

Conferences: 
Международная научная конференция памяти проф. В.С. Юрченко «Предложение и слово», Саратов, Россия, 2006 to 2010 г.
Научно-практическая конференция «Современное состояние русской речи: эволюция, тенденции, прогнозы», Саратов, Россия, 2008 г.
II Международной конференция «Язык. Культура. Коммуникация», Волгоград, Россия, 2008 г.
Международная конференция «Активные процессы в различных типах дискурсов: политический, медийный, рекламный дискурсы и Интернет-коммуникация», Москва, Россия, 2009 г.
IV Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность», Москва, Россия, 2010 г.
II Конгресс Российского общества преподавателей русского языка «Русский язык и культура в пространстве Русского мира», Санкт-Петербург, Россия, 2010 г.
III Международная научно-практическая Интернет-конференция «Русский язык@ Литература@ Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом», Москва, Россия, 2010 г.
Additional information: 

Преподаваемые дисциплины:

Вводный курс (введение в анализ языковых единиц),

Современный русский литературный язык (Модуль Синтаксис),

Обобщающий курс,

Текст и его интерпретация.