Skip to main content Skip to search

Ахтырская
Елена
Николаевна

Associate Professor
Education: 
Балашовский Государственный педагогический институт, г. Балашов, 1992 г., педагогика и методика начального обучения, квалификация "Учитель начальных классов"
Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2021 г., Логопедия. Научно-педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса
Thesis and academic degrees: 
PhD in Education , «Роль тропов в развитии речи учащихся начальных классов», 1998 г.
Research Interests: 
Обучение русскому языку и литературе в начальной школе, развитие речи младших школьников, формирование духовно-нравственного мировоззрения младших школьников средствами литературы
Общий стаж: 
29 лет
Стаж по специальности: 
29 лет
Work experience: 
Assistant, Кафедра методик начального обучения, 1993 to 1994
Lecturer, Кафедра методик начального обучения, 1994 to 1995
Senior lecturer, Кафедра педагогики и методик начального образования, 1998 to 1999
Associate Professor , Кафедра методик начального образования, 1999 to 2005
Associate Professor , Кафедра педагогики и методик начального образования, 2005 to 2017
Associate Professor , Кафедра дошкольного и начального образования, с 2017 по н.в.
Honors and Awards: 
Грамота ректора СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2005 г.
Грамота ректора СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2009 г.
Грамота ректора СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2018 г.
Грамота министерства образования Саратовской области, 2023 г.
Преподаваемые дисциплины: 
Методика обучения русскому языку в начальной школе
Методика обучения литературному чтению
Основы обучения орфографии и грамматике в начальной школе
Теория и практика читательской деятельности
Методика преподавания курса Основы религиозных культур и светской этики
Практикум по русскому правописанию
Main Publications: 
  1. Ахтырская Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 47 – 50. – Режим доступа:  https://elibrary.ru/item.asp?id=23586154
  2. Ахтырская Е.Н. Теоретические основы ознакомления младших школьников с изобразительно-выразительными средствами языка // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2015. – № 11–2. – С. 131 – 135. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25646720
  3. Ахтырская Е.Н. Формирование экологической культуры младших школьников средствами научно-познавательной литературы // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : матер. Всерос. науч.-практич. конф., посвящ. памяти профессора А.И. Золотухина ( Балашов, 12–13 ноября 2015 г.) / под ред. А.Н. Володченко. – Саратов : Саратовский источник, 2015. С.29 – 34. – Режим доступа:  https://elibrary.ru/item.asp?id=24755456
  4. Ахтырская Е.Н Особенности работы с фразеологизмами в начальной школе. Проблемы филологического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л.И. Черемисиновой. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2015. – С. 103 – 109. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24218357
  5. Ахтырская Е.Н. Формирование духовно-нравственного мировоззрения младших школьников в урочной и внеурочной деятельности по литературному чтению / Непрерывная предметная подготовка в контексте педагогических инноваций: Сборник научных трудов Двенадцатой Международной заочной научно-методической конференции: в 2-х частях. Часть 1. – Саратов: Изд-во СРОО «Центр «Просвещение», 2016. – С.33 – 35. – Режим доступа:  https://elibrary.ru/item.asp?id=26574180
  6. Ахтырская Е.Н. Использование фотографий при обучении младших школьников написанию сочинений // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 51-56. – Режим доступа: https: //elibrary.ru/item.asp?id=25705613
  7. Ахтырская Е.Н. Организация самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Методика преподавания курса Основы религиозных культур и светской этики» // Организация самостоятельной работы студентов Материалы докладов VI Международной очно-заочной научно-практической конференции. 2017. С. 254-259. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30492909
  8. Ахтырская Е.Н. Формирование нравственных понятий у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении фольклора // Материалы VII Международной научно-практической конференции. / Под редакцией Т.Д. Беловой, А.Л. Фокеева. 2017. С. 239 – 242. – Режим доступа: https: // elibrary.ru/item.asp?id=32396274
  9. Ахтырская Е.Н. Особенности использования ИКТ на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО /Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования /Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-методической конференции. Под редакцией М. А. Ляшко . 2018. С. 130-133. – Режим доступа:  https://elibrary.ru/item.asp?id=35438886
  10. Ахтырская Е.Н. К вопросу об организации уроков литературного чтения в начальной школе // X Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных статей / под ред. З.Я. Селицкой. – Ишим : Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) Тюм ГУ, 2018. – С.199 – 203. – Режим доступа: https: // elibrary.ru/item.asp?id=34976063.
  11. Ахтырская Е.Н. К вопросу об ознакомлении младших школьников с изобразительно-выразительными средствами на уроках литературного чтения // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: матер. Всеросс. науч. - практич. конф. 28-29 марта 2018 г. г. Балашов / под ред. Е.Н. Ахтырской, М.А. Мазаловой. – Саратов: Саратовский источник. 2018.– С 40 – 44. – Режим доступа: https: // elibrary.ru/item.asp?id=35692259
  12. Ахтырская Е.Н. Роль фольклора в формировании духовно-нравственного мировоззрения младших школьников в урочной и внеурочной деятельности по литературному чтению в рамках реализации ФГОС НОО // VIII Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: ренессанс базовых ценностей?» Сборник материалов международной научной конференции: в 2 частях. сост. Л. Н. Лазарева. 2018. С. 106-108. – Режим доступа:  https://elibrary.ru/item.asp?id=32699688
  13. Ахтырская Е.Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках обучения грамоте и русского языка в начальной школе // Сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией М. А. Поповой. 2018. С. 180 – 183. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32736286
  14. Ахтырская Е.Н. Использование творчества В. В. Бианки при формировании любви к природе у младших школьников // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти А.И. Золотухина и Году экологии. Под редакцией А. Н. Володченко. 2017. С. 23 – 26. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30559895 
  15. Ахтырская Е.Н. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ // VI Рождественские чтения.: межвузовский сборник научно – методических статей / по ред. Г.В. Сильченко. – Ишим: Изд – во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2019. – С. 5 – 9.
  16. Ахтырская Е.Н. Применение квест-технологий на уроках литературного чтения в начальной школе // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2019. – С. 23-28.
  17. Ахтырская Е.Н., Коновалова Д.Д. Формирование личностных универсальных учебных действий при ознакомлении младших школьников с творчеством А.С. Пушкина // Развитие личности средствами искусства: Материалы VII международной научно-практической конференции студентов, бакалавров, магистрантов и молодых ученых / под общей ред. Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. – Саратов: Из-во «Саратовский источник», 2020. – С. 48-55.
  18. Коновалова Д.Д., Ахтырская Е.Н. Ознакомление младших школьников со свойствами изобразительно-выразительного авторского стиля А.С. Пушкина // Инновации и рискологическая компетентность педагога : Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 2. – Саратов : Саратовский источник, 2020. – С. 9-12.
  19. Ахтырская Е.Н. Использование современных образовательных технологий на уроках литературного чтения //  Инновации и рискологическая компетентность педагога : Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 1. – Саратов : Саратовский источник, 2020. – С. 37-40.
  20. Ахтырская Е.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении детей младшего школьного возраста//  Современные исследования проблем семьи и детства. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Сост. А.А. Базулина. Москва, 2021. С. 23-29.

  21. Ахтырская, Е. Н. Особенности формирования духовно-нравственного мировоззрения младших школьников на уроках ОРКСЭ (по программе «Начальная школа ХХI века») / Е. Н. Ахтырская // Высшее педагогическое образование в провинции: традиции и новации : Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 12 мая 2023 года / Под общей редакцией О.В. Бессчетновой, П.А. Шацкова. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2023. – С. 65-69.

    Ахтырская, Е. Н. Использование презентаций на уроках литературного чтения в начальной школе / Е. Н. Ахтырская // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 14 апреля 2022 года. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2022. – С. 29-33.

    Ахтырская, Е. Н. Актуальные вопросы формирования духовно-нравственного мировоззрения младших школьников на уроках ОРКСЭ / Е. Н. Ахтырская // XV Кирилло-Мефодиевские чтения «Человек в пространстве православной культуры» : межвузовский сборник научно-методических статей, Ишим, 19 мая 2022 года / под ред. Г. В. Сильченко. – Ишим: Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, 2022. – С. 7-10.

  22. Колесникова, Т.М., Ахтырская, Е.Н. Воспитание любви к малой родине в ходе внеурочных занятий / Т.М. Колесникова, Е.Н. Ахтырская, А.Д. Колесникова // Начальная школа. – 2024, № 2. – С. 61 – 65.