Skip to main content Skip to search

Проверить алгеброй гармонию боя

11.06.2009
Рубрика: 
Интервью
Источник: 
Саратовская областная газета
Живая легенда рукопашного боя, мастер, создавший собственный стиль. Талантливый учёный — математик, доцент кафедры компьютерной алгебры и теории чисел СГУ. Православный деятель, вложивший много сил в возведение университетского храма. За всем этим кроется один и тот же человек — Сергей Небалуев. Это имя в Саратове знакомо многим. Но мало кто может похвастаться тем, что хорошо знает Сергея Ивановича.
 
Тот, кто попадает на его занятия в спортзале студгородка, не сразу понимает, что здесь происходит. Какой же это рукопашный бой, если ни прыжков под потолок с дикими криками, ни смертельных ударов, ни эффектных бросков. Да и занимающиеся на бойцов не похожи — ни могучих мускулов, ни мозолей на кулаках.
 
К тому же здесь можно увидеть, кроме студентов и преподавателей СГУ, и крепких ребят из ОМОНа, и женщин, и людей преклонного возраста, и даже инвалидов. Лишь позанимавшись долгое время, начинаешь понимать, что здесь отрабатываются не приёмы, а принципы некоей идеомоторики. Движение неотделимо от дыхания. Упражнения зависят от времени года, времени суток и от фаз луны. - Бить надо не кулаком и не рукой, а мыслью, - говорит учитель. Вот сразу трое учеников атакуют его. Учитель почти не двигается с места, но один из нападавших врезается в стенку, другой вслед за собственным ударом летит кувырком, третий теряет равновесие и падает на ровном месте. При этом в действиях Небалуева нет ни малейшего намёка на агрессию — он только защищается.
 
Что это такое? Не похоже ни на каратэ, ни на тхэквондо, ни на капоэйру. Ответ учителя: «Это боевое искусство наших предков».
 
Сергей Небалуев крайне редко общается с журналистами. Но для «СОГ» сделал исключение. Мы начали разговор с вопроса о том, как сочетается православие с занятиями математикой и рукопашным боем.
 
В бою неверующих нет
 
– Не может быть никакого противоречия между верой и боевым искусством. Вспомните историю — когда люди шли на войну, они молились, причащались. К кому пошёл князь Дмитрий перед битвой с Мамаем? К Сергию Радонежскому попросить благословения. И закончилась Куликовская битва Дмитриевской субботой, когда поминают всех павших в этом сражении. В бою каждый понимает, что никто не спасёт как Господь Бог. Поэтому после Великой Отечественной войны легендарный сержант Павлов постригся в монахи, стал старцем Кириллом, очень уважаемым в Троицко-Сергиевской лавре. Также и первый настоятель Псковско-Печёрского монастыря был героем войны.
 
Конечно, если видеть в боевом искусстве спорт, разновидность шоу или просто развлечение, то противоречие возникнет — шутить можно только на одну тему. А если заниматься этим серьёзно, то без Божьей помощи не обойтись. Как и в любом серьёзном деле.
 
Математическая формула Бога
 
– Наука и вера тем более не могут противоречить друг другу. Наука отвечает на вопрос о том, как устроен мир, но не может ответить на главные вопросы - для чего он устроен и какова цель этого мира? Чтобы понять это нужна вера. Одно другому не мешает, наоборот, вдохновляет. Мой научный руководитель Валентин Евгеньевич Воскресенский говорил — я точно знаю, что в математике есть доказательства существования Бога. Посмотрите на формулу Эйлера — е   = 1. е - предел бесконечной последовательности, бесконечная непериодическая дробь. Число    - тоже бесконечная дробь, отношение длины окружности к диаметру. Два огромных числа, не имеющих конечной записи и совершенно не зависящих друг от друга и соединяющихся в такой простой гениальной формуле. Такой идеальной гармонии не могло быть, если бы её не устроил Господь.
 
– А как могут соединяться математика и рукопашный бой?
– Очень просто. При изучении боевого искусства выявляются закономерности, причинные связи, бывают открытия — всё как в математике. К тому же рукопашный бой — та же наука, сочетающая в себе элементы физики, механики, психологии, анатомии. Здесь мало найти новое правило, необходимо его реализовать, воплотить на практике. В математике исследование приводит к появлению теорем и формул. В боевом искусстве — к новым методикам и подходам. 
Здесь как и в математике есть разные уровни. Самый примитивный — побеждает тот, кто сильнее бьёт, значит, надо качать силу. Потом выясняется, что этого недостаточно, у человека кроме мускулатуры есть дыхание, психика, энергетика. Есть, конечно, и ещё более высокие уровни, поднявшись на которые, понимаешь, что всё это ни к чему.
 
Наследие воинов
 
Так можно ли говорить о стиле рукопашного боя от Небалуева как, например, о стиле Кадочникова?
– Я ничего сам не изобретал. Да и невозможно в этом что-либо изобрести. Это опыт людей, копившийся на протяжении жизни многих поколений. Другое дело, что до нас дошли лишь малые крохи этого бесценного опыта. Привнесено от себя только понимание.
 
Вообще я не считаю, что имею какой-либо собственный стиль, направление. В разное время я учился у многих людей. И кстати их самих вопрос — как назвать? - всегда беспокоил в последнюю очередь. Дмитрий Кадочников тоже ничего не изобретал, он систематизировал те знания о боевых искусствах нашего Отечества, которые сумел получить, будучи по природе исследователем. И с древних времён существовал не какой-то единый «русский стиль», как это иногда хотят представить, а множество направлений.
 
– Как Вы к этому пришли?             
– Сначала занимался спортивной гимнастикой, потом дзю-до и самбо. В конце 1970-х, когда к нам просочились первые сведения о восточных единоборствах, заинтересовался рукопашным боем. Тогда во время поездки в Чимкент к родным я познакомился с китайцем — по-русски я называл его дядей Колей, фамилия была Суй. Он научил меня основам у-шу. Но я всегда считал, что изучать чужое очень интересно, а знать своё необходимо. Поэтому стал искать людей, знающих отечественные системы рукопашного боя. И нашёл. Ездил я и к Кадочникову в Краснодар, учился в том числе и у него.
 
– Таких людей много? 
– Скажу так — они в России есть. О них всегда вспоминали, когда велись серьёзные боевые действия. Так было и в ХХ веке, когда православие и древние боевые искусства нашего Отечества пытались предать забвению.
 
– Приходится ли применять боевые навыки в жизни?
– Один мой ученик рассказывал как однажды перебегал дорогу в деревне, очень спешил и его сбило вылетевшим из-за поворота автобусом на полном ходу. О успел сгруппироваться, перекувыркнулся в воздухе, приземлился и побежал дальше. Люди вокруг остолбенели, он им крикнул - «Нас так на тренировках учили!» Знание боевого искусства спасло ему жизнь.
 
– Я имел ввиду применение именно боевых приёмов.
– Не дай Бог их применять. И говорить об этом не хочу.
 
Станислав Орленко