Skip to main content Skip to search
10 August, 2022 - 09:45

Круг чтения

Authors:
Text: 
Е. Б. Салькова
Photo: 
Е. Б. Салькова

Энн Ветемаа родился 20 июня 1936 г. в Таллине в семье архитектора. Осознанно сочинять стал к концу средней школы, писал музыку и стихи. Последовав совету отца, предложившему сначала обзавестись надежной профессией, поступил в Таллинский политехнический институт, который закончил в 1959, получив специальность «инженер-химик». Не отработав положенных трех лет по специальности, Ветемаа поступил в Таллинскую консерваторию, которую закончил в 1965 г., однако не связал свою судьбу и с музыкой.

Первая публикация Ветемаа относится к 1958 г. Затем выходят сборники стихов Переломный возраст (1962) и Игра в снежки (1966). Ветемаа становится одной из заметных фигур в генерации молодых эстонских поэтов, среди которых – такие одаренные литераторы, как П.-Э.Руммо и А.Сийг. Но рационалистический склад ума, а также склонность к иронии заставляют Ватемаа предпочесть поэзии прозу.

Идея романа Монумент (1964) родилась незадолго до окончания консерватории, когда молодой композитор понял, что музыка не станет главным делом его жизни. И все же роман поначалу сочинялся «для себя», без каких-либо мыслей о публикации. Если романные коллизии были не слишком новы, то, несомненно, нов был герой, откровенно демонстрирующий цинизм своей натуры (жанр «роман-монолог» как нельзя лучше способствовал такому самораскрытию героя).

Режиссер Валерий Фокин поставил по книге снискавший шумный успех спектакль в московском театре «Современник» (1978). Константин Райкин сыграл главную роль (она стала одной из его лучших театральных работ).

За Монументом последовало ещё несколько «маленьких романов» (определение Э. Ветемаа), которые в критике по характеру действия в них именовались также «драматическими». Это Усталость (1967), Реквием для губной гармоники (1967), Яйца по-китайски (1967–1969).

Литературовед И. Золотусский, анализируя образы главных героев в книгах Ветемаа, отмечает: «Эта отрицательная энергия саморазоблачения дает положительный эстетический результат: на наших глазах создается характер, подобия которому трудно сыскать в современной прозе. Это тип человека неверующего, сладострастно укоренившегося в своем неверии и вместе с тем взывающего к вере. Взывающего с озлобленностью, со всем запасом иронии человека XX века и с простодушием новорожденного. Какое бы имя он ни носил в романах Ветемаа, он – одно лицо».

(Цит. по Веснина, Б. Ветемаа, Энн / Береника Веснина. – Текст : электронный // Энциклопедия Кругосвет. – 2009. – 9 февраля. – URL: http://web.archive.org/web/20090208235613/http://www.krugosvet.ru/articles/111/1011126/1011126a1.htm(дата обращения: 02.08.2022)).

Роман «Лист Мёбиуса», сюжетно представляющий собой историю восстановления перипетий жизни главного героя, потерявшего память, затрагивает вечные проблемы человеческого бытия, полон размышлений о сути человека, его месте и назначении, хрупкости человеческой психики, соотношении размышлений и поступков.

 

Экспонируемая литература>>>