Skip to main content Skip to search
E.g., 25.06.2021

В этот день не публиковалось новостей

В СГУ состоялось открытие региональной школы тьюторов «Форсайт»

29 April, 2021 - 16:18

В СГУ состоялось открытие региональной школы тьюторов «Форсайт»

Authors:
Text: 
Даниил Пронин
Денис Соломатин
Дарья Шапошникова
Photo: 
Даниил Пронин

В среду, 28 апреля, в университетском кампусе СГУ состоялось торжественное открытие региональной школы тьюторов «Форсайт». Студентов саратовских вузов приветствовал проректор по молодёжной политике и воспитательной работе А.В. Головченко. Он рассказал об основных задачах проекта и пожелал его участникам удачи и плодотворной работы.

«Форсайт» – это первая школа тьюторов, созданная в регионе с целью обучить студентов базовым навыкам наставничества и координировать их работу на областном уровне. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по делам молодёжи. Участие в нём принимают студенты Саратовского университета, Социально-экономического института СГТУ, Поволжского института управления РАНХиГС и Саратовской государственной юридической академии.

 «Масштабы проекта охватывают вузы всего региона, что позволяет разработать единую эффективную систему наставничества, которую каждый студент сможет использовать в своём университете», – рассказала о школе тьюторов одна из участниц организационного процесса по её созданию, студентка 3 курса экономического факультета СГУ Алина Тойлова.

Вслед за церемонией открытия на территории университета прошли образовательные лекции федеральных экспертов – руководителя центральной программы «Российского Союза Молодёжи» Юлии Мартыненко и председателя РСМ Артура Мелитоняна.

В ходе семинара «Наставничество: виды и главные аспекты» Юлия Мартыненко рассказала слушателям о первоочередной задаче тьютора, которая заключается в том, чтобы помочь студентам на первых этапах обучения и сделать наиболее мягким и комфортным процесс адаптации в университетской среде. Особое внимание она уделила пониманию роли лидера, от которого зависит успех командной работы, являющейся важной частью студенческой жизни: «Необходимо помнить, что лидер – сменяемая позиция. Главная его функция – умело распределять обязанности, а не взваливать их исключительно на себя. Например, раньше мне было сложно поручить кому-то новое дело: любые задачи я замыкала на себе. Это, разумеется, неправильно. Такой подход ведёт к быстрому выгоранию, вследствие чего рушится работа всей команды. Опытный наставник должен уметь чувствовать людей, понимать, где они могут справиться самостоятельно, а где им действительно нужна поддержка».

Отдельную часть выступления Юлия посвятила правилу «семи ключей», которые необходимы, для того чтобы стать по-настоящему сильным лидером. Среди качеств, которые, по мнению эксперта, должны быть у человека, стоящего во главе команды –  гибкость мышления, креативность, высокий уровень эмоционального интеллекта, коммуникабельность, ответственность, умение чётко формулировать задачи и мотивировать к их достижению других участников процесса.

Завершением семинара стал разбор ролевых типов наставников, в число которых входят: «навигатор», «эталон», «консультант», «контролёр», «активист». На примере героев мультфильма «Смешарики» слушатели имели возможность рассмотреть как позитивный, так и негативный опыт тьюторства.

В это же время на соседней площадке для студентов состоялся семинар «Командообразование и лидерство», спикером которого выступил советник председателя «Российского Союза Молодёжи» Артур Мелитонян. В рамках занятия эксперт рассказал о модели командных ролей, предложенной Рэймондом Белбином. Согласно выводам учёного, в любом коллективе необходимы такие участники, как «генератор идей», «исследователь ресурсов», «координатор», «мотиватор», «аналитик», «реализатор», «контролёр» и «специалист». На каждой из них лектор остановился подробно.

После освоения теоретической части материала участникам проекта предстояло разделиться на две команды и выполнить практическое задание – всего за 20 минут сконструировать Z-образный водопровод. Сложность поставленной задачи состояла в том, что проектировщики должны были представить план, а строители – его согласовать. Только после этого можно было взять материалы и приступить к осуществлению цели. Основная идея тренинга заключалась в том, чтобы пройти все стадии формирования команды и успешно выполнить общее дело.

В заключительной части прошедшего семинара Артур Мелитонян представил слушателям пять стадий развития команды, перечисленных психологом Брюсом Такманом – формирование, конфронтацию, нормирование, выполнение и расставание. Эксперт отметил, что каждый из этих этапов является важной составляющей рабочего процесса, в связи с чем важно уметь правильно вести себя в любой из перечисленных ситуаций.

После завершения основного блока образовательной программы спикер поделился своими впечатлениями от участия в «Форсайте»: «Студенты заинтересованы лекциями и семинарами, а главное – у них есть желание учиться и узнавать для себя что-то новое. Меня радует, что они искренне вовлекаются в учебные занятия и демонстрируют прекрасный пример командной работы».

Продолжением первого дня работы региональной школы тьюторов стали лекции активистов Совета студентов и аспирантов Саратовского университета, а также подведение итогов работы и награждение участников.