Skip to main content Skip to search
Инициативные кафедральные темы НИР (утверждены на заседании Ученого совета
ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского», протокол № 9 от 25 октября 2016 г.):
Подготовка студентов-дефектологов к осуществлению коррекционно-педагогической
деятельности в учреждениях общего, инклюзивного и специального образования, здравоохранения
и социальной защиты. Научный руководитель — Селиванова Ю.В.. Сроки выполнения: 11.10.2016
г.- 31.12.2021 г.
НИР, финансируемые по грантам:
20-013-00534 А Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с
ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (2020-2023 гг.,
научный руководитель - Селиванова Ю.В., исполнители: Щетинина Е.Б., Суслова О.И.,
Коновалова М.Д., Хмелькова О.В., Шаров А.А.)
Направления и результаты научно-исследовательской деятельности: 
1) Актуальные проблемы организации обучения и воспитания детей с различными видами нарушений на современном этапе.
2) Совершенствование системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Саратовской области.
3) Изучение процесса интеграции  и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.
4) Социальная адаптация детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования.
5) Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими различные нарушения развития, интегрированными в массовую школу.
6) Социальные аспекты дошкольного коррекционного образования.
7) Разработка теоретических и практических аспектов социологии специального образования. 
Результаты:
Разработка модели и направлений  профессионального взаимодействия вуза и учреждений общего, инклюзивного и специального образования, здравоохранения и социальной защиты в системе профессиональной подготовки будущих специалистов коррекционного образования.
Одной из форм организации и активизации проведения научных исследований является
проведение научных семинаров и конференций:
1. Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и
социокультурная интеграция-2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям
и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» (Саратов, СГУ, 15-16
октября 2020)
2. Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (Саратов, СГУ, 11–12 октября 2019)
3.VIII восточно-европейская научная конференция ICEVI-EUROPE «Доступная среда
для людей с ограниченными возможностями» (Саратов, СГТУ, СГУ, 27-29 сентября 2018)
4. Международная научно-практическая конференция «Специальное образование
и социокультурная интеграция-2018» (Саратов, СГУ, 25-26 мая 2018)
5. Всероссийская научно-практическая конференция «Социализация и реабилитация в современном мире» (Саратов, СГУ, 19-20 мая 2017)
6. Международная научно-практическая конференция «Социокультурная интеграция и специальное образование» (9-10 октября 2015 года) – Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского
7. Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями» (Саратов, СГУ, 30 марта 2016)
издание монографий и учебно-методических пособий:
Краткий этимолого-орфографический словарь / Изд-е 3-е, перераб. и доп. Составители: Т.А.
Бочкарева, Н.В. Павлова, З.С. Патралова. СПб.: Астерион, 2020. 138 с. ISBN 978-5-00045-855-6
Александрова Н.А., Гаврилова Е.А., Коновалова М.Д., Мулдашев Р.М., Мясникова Л.В.
Комплексное сопровождение студентов с нарушениями зрения в инклюзивной образовательной
среде вуза / Н.А. Александрова, Е.А. Гаврилова, М.Д. Коновалова, Р.М. Мулдашев, Л.В.
Мясникова. Электронное издание. Москва: Изд-во Перо. 2020. 80 с.
Александрова Е.А., Григорьева М.В., Селиванова Ю.В., Плешкевич Е.А. Гуманизация
образовательной среды. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. 160 с. Тираж 500 экз. (Глава 4.
Специфика гуманизации образовательной среды в условиях инклюзивного образования. С.
120-157, заключение С. 158-160). ISBN: 978-5-9999-3160-3
Соловьева О.В. Методика обучения изобразительной деятельности и ручному труду (специальная): Учебно-методическое пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. 124 с. ISBN 978-
5-9999-3264-8
Соловьева О.В. Основы семейного воспитания детей с нарушениями развития:
Учебно-методическое пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. 74 с. ISBN 978-5-9999-3259-4
Селиванова Ю.В., Соловьева О.В. Психолого-педагогические технологии работы с
обучающимися, имеющими задержку психического развития: Учебно-методическое пособие.
Саратов: ИЦ «Наука». 2019. 104 с. ISBN 978-5-9999-3279-2
Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха. Часть 1. Основы
сурдопедагогики: Учебное пособие / Сост. Е.Н. Горина, О.В. Соловьева, О.И. Суслова.
Саратов: ИЦ «Наука». 2019. ISBN 978-5-9999-3276-1
Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха. Часть 2. Организация
образования в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ: Учебное пособие / Сост. Е.Н. Горина, О.В.
Соловьева, О.И. Суслова. Саратов: ИЦ «Наука». 2019. ISBN 978-5-9999-3277-8
Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха. Часть 3. Организация
коррекционно-развивающей работы: Учебное пособие / Сост. Е.Н. Горина, О.В. Соловьева,
О.И. Суслова. Саратов: ИЦ «Наука». 2019. ISBN 978-5-9999-3278-5
Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
образовательные программы. Изд-е 8-е. М.: «Просвещение», 2017. 175с. / 87с., 11п.л./ 5,4
п.л. ISBN 978-5-09-046576-2
Павлова Н.В. Методика преподавания русского языка и литературы (специальная):
Учебное пособие для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлению
«Специальное (дефектологическое) образование» (профили «Олигофренопедагогика»,
«Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика», «Логопедия»). Часть 1: Обучение грамоте, чтению
и развитие речи школьников с ограниченными возможностями здоровья. Изд-е 2-е, испр и
дополн. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 156 с. ISBN 978-5-9999-2733-0
Дефектология: современные проблемы и перспективы развития: монография для студентов очной, заочной и дистанционной форм обучения, обучающихся по специальностям «Олигофренопедагогика» и по программе подготовки бакалавров и магистров по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» / Е. Н. Горина, Ю.В. Селиванова, Н. А. Удовиченко и др. – Саратов : изд-во Сарат. ун-та, 2014.-312с.
Мясникова Л.В. Ранняя коррекционная помощь детям с нарушениями развития: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование"-Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. - 104 с. ISBN 978-5-292-04390-4
Скворцова В.О. Система дошкольного коррекционного образования: социокультурный подход - Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 2015. – 180 с. ISBN 978-5-292-04329-4
Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» и по программе подготовки бакалавров по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование». – Саратов, изд-во СГУ. 2012. – 84 с.
электронные курсы:
Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития//Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» и по программе подготовки бакалавров по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование». – Саратов, изд-во СГУ. 2012. – 84 с. 
Дефектология: современные проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / Е. Н. Горина [и др.]. - Саратов : [б. и.], 2015. - 312 с. - Б. ц. Перейти к внешнему ресурсу:  Текст    ID= 1400 (дата размещения: 27.11.2015)
Павлова Н.В., Соколенко Г.В. (учитель) Рабочая тетрадь по русскому языку для школьников с особыми потребностями как многофункциональное учебное пособие // Наука и образование: новое время. Рубрика "Специальная педагогика". – 2016. - №6. - С. 557-565. 
Сборник научных трудов:
Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных статей
/редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. Саратов: Саратовский
университет, 2020. Вып. 3: материалы Международной научно-практической конференции
«Специальное образование и социокультурная интеграция - 2020: междисциплинарный подход к
научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» 15–16
октября 2020 г., г. Саратов. 742 с. ISSN: 2712-8296 (Online)
Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018. Сборник научных
статей. /под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Ю.В. Селивановой,
М.Д. Коноваловой. М.: Издательство «Перо», 2018. Кбайт. [Электронное издание]. 1
электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем, требования: процессор х86 с тактовой частотой 500
МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32
bit); привод CD-ROM. Загл. с экрана
Социализация и реабилитация в современном мире: сборник научных статей
[Электронное издание] / Под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Л.В. Шиповой, Е.С.
Пяткиной, М.Д. Коноваловой. – М.: Издательство «Перо», 2017. 629 с. ISBN 978-5-906997-
91-3
Координационные связи (формы сотрудничества)
В 2020 году в СГУ реализуется проект «Создание «говорящих» учебников для студентов
с нарушениями зрения». В рамках реализации проекта созданы учебно-методических пособий для
студентов с нарушениями зрения (1 семестр) и апробированы разработанные пособия в учебном
процессе (2 семестр). Пособия были рекомендованы к размещению цифровых учебных пособий в
формате Daisy в электронной библиотеке СГУ:
Павлова Н.В. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки
СГУ: Практическая методика русского языка и литературы (специальная):
учебное пособие
Горина Е.Н., Соловьева О.В., Суслова О.И. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки СГУ: Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха в
трех частях. Часть 1. Основы сурдопедагогики: учебное пособие
Горина Е.Н., Соловьева О.В., Суслова О.И. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для
электронной библиотеки СГУ: Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха в
трех частях. Часть 2. Организация образования в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья: учебное пособие
Горина Е.Н., Соловьева О.В., Суслова О.И. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для
электронной библиотеки СГУ: Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха в
трех частях. Часть 3. Организация коррекционно-развивающей работы: учебное пособие
Селиванова Ю.В., Соловьева О.В. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для
электронной библиотеки СГУ: Психолого-педагогические технологии работы с обучающимися,
имеющими задержку психического развития: учебное пособие
Коновалова М.Д. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки
СГУ: Организация и содержание психолого-педагогической помощи обучающимся с особыми
образовательными потребностями: учебное пособие
Коновалова М.Д., Куприянчук Е.В. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для
электронной библиотеки СГУ: Коммуникативный практикум: учебное пособие
Соловьева О.В. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки
СГУ: Основы семейного воспитания детей с нарушениями развития: учебное пособие
Соловьева О.В. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки
СГУ: Методика обучения изобразительной деятельности и ручному труду (специальная): учебное
пособие