Skip to main content Skip to search

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы научно-методической деятельности» являются:

– освоение методов научного исследования в области физической культуры,  спорта и физического воспитания;

– выполнение научно-исследовательских работ и применение различных методов для решения задач в области физической культуры и спорта;

– подготовка квалифицированного специалиста по физической культуре, обладающего необходимыми знаниями, умениями в научно-методической деятельности и спортивной метрологии;

– освоение современных информационных технологий в обеспечении научно-методической деятельности, математико-статической обработке  материалов, оформлению курсовых и квалификационных (дипломных) работ;

– вопросы выбора темы  и планирование научного исследования в области физической культуры и спорта;

– виды научных и методических работ, оценка их результатов и возможности внедрения в практику.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

«Основы научно-методической деятельности» относится к вариативной части.

Для успешного освоения дисциплины необходимы входные знания, умения и компетенции студента по следующим дисциплинам: анатомия человека, биомеханика двигательной деятельности, биохимия человека, история физической культуры, теория и методика физической культуры и спорта.

Дисциплина «Основы научно-методической деятельности в спорте» является предшествующей для подготовки курсовых и защите дипломных работ; дисциплин профилей «Теория и методика физического воспитания  и спорта», «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенство», «Медико-биологические дисциплины», «Базовые и новые  физкультурно-спортивные виды»

 

Краткое содержание учебной дисциплины

Тема 1. Взаимосвязь научной, методической и учебной деятельности в профессиональном физкультурном образовании. Наука, ее функции и роль в физической культуре и спорте. Понятие о теории, значение методики. Структура профессионального, общего и дополнительного физкультурного образования. Факторы, обусловливающие содержание и технологию профессионального физкультурно-спортивного образования.

Тема 2. Система подготовки научно-педагогических кадров  в сфере физической культуры и спорта.          Подготовка и повышение квалификации. Формы подготовки и повышения квалификации – четыре группы. Система аттестации научных кадров Ученая степень, ученое звание, высшие академические звания.

Тема 3. Общая  характеристика специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».        Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры. Теория и методика спорта. Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры. Теория и методика оздоровительной физической культуры. Теория и методика адаптивной физической культуры. Психология физической культуры.

Тема 4. Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования.  Требования к уровню подготовки для освоения образовательных программ. Общая характеристика образовательной программы подготовки аспирантов. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки аспирантов.

  Тема 5. Основы теории и методики физического воспитания и спорта. Теория и методика физического воспитания как обобщающая наука. Средства и методы физического воспитания. Принципы, регламентирующие физическое воспитание. Формы построения занятий в физическом воспитании и спорте. Физическое воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Основные направления использования факторов физической культуры в жизни взрослого населения.

 Тема 6. Теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры. Факторы физической культуры в аспекте их оздоровительной ценности. Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Соотношение обще- и специально оздоровительной направленности физической культуры

Тема 7. Теория и методика спорта и спортивной тренировки.   Общая концепция спорта и тенденции его развития. Теория спортивных соревнований. Концепция системы подготовки спортсменов. Спортивная ориентация и отбор. Тенденции совершенствования техники и технологии управления деятельностью спортсмена в процессе подготовки.

 Тема 8. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания. Методические принципы, методы, методические приемы и методика. Физическое воспитание детей. Физическая подготовка в Вооруженных силах. Подготовка юных спортсменов, спортивных резервов. Профессиональное высшее и среднее физкультурное образование.

 Тема 9. Виды научных и методических работ, формы их представлений. Реферат, доклад, контрольная работа, курсовая работа, дипломная работа. Магистерская диссертация. Кандидатская и докторская диссертация. Научная статья, тезисы, программа, учебник, учебное пособие.

Тема 10-12. Характеристика видов научно-методических работ в области физической культуры и спорта. Контрольная и курсовая работа. Магистерская диссертация. Учебники и учебные пособия. Программы, их разновидности (школьные, вузовские, в спорте).

Тема 13. Выбор направления и планирование исследования. Основные требования, предъявляемые к выпускным квалификационным (дипломным) работам. Определение вариантов решения поставленных задач, подбор методов исследования, анализ полученных результатов и их обобщение.

 Тема 14. Курсовые работы как этап в подготовке выпускных квалификационных (дипломных) работ. Виды курсовых работ. Выбор темы, структура курсовой работы, обоснованность в постановке и проведении эксперимента в области физической культуры и спорта. 

Тема 15. Выбор темы исследования. Актуальность исследования, связанная с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных видов; исследование, связанное с прикладной направленностью, с методикой при занятиях с лицами среднего и пожилого возраста, мужчинами и женщинами. Определение объекта, предмета исследования.

Тема 16.Определение цели и задач исследования, формирование цели. Формулировка задач, решаемые в ходе исследовательской работы. Выдвижение рабочей гипотезы. Виды гипотезы. Выбор методов исследования. Методы, являющиеся ведущими в педагогических исследованиях