9 и 10 октября в Саратовском государственном университете прошла Международная научно-практическая конференция «Социокультурная интеграция и специальное образование». Организатором форума выступил факультет психолого-педагогического и специального образования. Было зарегистрировано более 300 участников конференции, которые представляли различные регионы Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Воронеж, Казань, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Саранск, Саратов, Ставрополь, Ульяновск, Уфа, Чебоксары, Челябинск, Череповец), а также страны дальнего и ближнего зарубежья (США, Германия, Чехия, Болгария, Азербайджан, Беларусь, Латвия). В сборнике материалов конференции, зарегистрированном в РИНЦ, размещено 78 статей ученых и практиков в области специального образования и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ряд статей опубликован в журнале «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Акмеология образования. Психология развития».
Перед началом мероприятия для гостей конференции был организован концерт с участием творческих коллективов коррекционных общеобразовательных школ I, III-IV видов и коллектива «Вдохновение» танцевальной студии и Центра по обучению и реабилитации инвалидов «Парус надежды».
В ходе пленарного заседания со словами приветствия к участникам конференции обратились: декан факультета Р. М. Шамионов, проректор по научно- исследовательской работе А. В.Стальмахов, проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О. Е. Нестерова. Было заслушано также видеообращение Стивена Шора, доктора педагогики, доцента кафедры специального образования университета Адельфи (Нью-Йорк, США).
Первый пленарный доклад на конференции представил профессор, доктор педагогических наук, проректор по учебной работе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена В.З. Кантор. Он рассказал об истоках зарождения и развития дефектологического образования в стране и роли РГПУ имени А.И. Герцена в этом процессе. Докладчик подробно остановился на социокультурной реабилитации людей с нарушениями зрения. В своём докладе он говорил о важности художественной культуры, видах искусства и их роли в социализации и реабилитации слепых и слабовидящих.
Следующее выступление было посвящено социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в процессе формирования общекультурных компетенций при инклюзивном высшем образовании. Доклад представила доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета Е.А. Мартынова.
В рамках пленарного заседания также прозвучал доклад Л.Б. Баряевой, доктора педагогических наук, профессора кафедры логопедии РГПУ имени А.И. Герцена, директора Центра диагностики, консультирования и игровой поддержки развития детей, посвящённый традициям и новациям в дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор подчеркнула, что фундаментальные основы советской дефектологической школы признаны во всем мире и сохраняют актуальность в наши дни.
В докладе О.И. Азовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии Московского психолого-социального университета, директора Центра «Логомед прогноз», внимание слушателей было привлечено к одной из самых значимых проблем современной дефектологической наукии практики - коррекции аутизма, Автор провёл сравнительный анализ существующих подходов к решению данной проблемы в нашей стране и за рубежом.
Доклад Черняевой Т.И., доктора социологических наук, зав. кафедрой социальных коммуникаций ПИУ имени П.А. Столыпина – Филиала РАНХиГС и Герасимовой Е.Ю. кандидата социологических наук, доцента этой же кафедры был посвящён системному анализусоциализации в условиях различных кризисов.
Ю.В. Селиванова, доктор социологических наук, зав. кафедрой коррекционной педагогики СГУ имени Н.Г. Чернышевского, в своем докладе представила социокультурный анализ современных тенденций развития специального образования.
После перерыва 9 октября прошли заседания 11 секций. Участники секционных заседаний рассмотрели различные вопросы в области развития специального образования. В их числе – социализация, адаптация и развитие лиц с ограниченными возможностями, особенности современной логопедии, социокультурные ресурсы специального образования, проблемы дошкольного коррекционного образования, интеграционные тенденции в системе начального естественно-математического образования, проблемы профессионального образования лиц с ОВЗ и другие.
Работа конференции проходила в течение двух дней. 10 октября вниманию участников конференции была представлена открытая лекция Л.Б. Баряевой, профессора кафедры логопедии РГПУ имени А.И. Герцена, директора Центра диагностики, консультирования и игровой поддержки развития детей, заместителя директора по научно-техническому развитию ООО ПКФ «Альма»на тему «Программно-методическое обеспечение образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития».
О.И. Азова, доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального университета, директор Центра «Логомед прогноз», поделились с участниками конференции инновациями в коррекционно-логопедической работе. Вниманию слушателей были представлены современные методики коррекции нарушений развития в детском возрасте, информационно-методические материалы по различным направлениям коррекционно-педагогического процесса.
Конференция продемонстрировала огромный интерес специалистов к проблемам специального образования, показала приоритетные направления в научных исследованиях в этой сфере, задала высокие стандарты в организации и проведении подобных мероприятий в будущем.