Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Аспирант филжура стал организатором проекта по восстановлению водяной мельницы

5 сентября, 2014 - 13:45

Аспирант филжура стал организатором проекта по восстановлению водяной мельницы

Аспирант кафедры истории русской литературы и фольклора Мария Кислина вместе со своими родными нашла призвание в таком нелёгком, но интересном деле, как восстановление водяной мельницы в селе Лох, что находится под Саратовом. О своём увлечении и планах Мария с удовольствием рассказала нам.

– Кому принадлежала идея перебраться в село? Как она родилась и как воплотилась в жизнь?

– Наша семья путешествовала по сёлам Саратовской области, путешествия оказались одним из способов знакомства с историей губернии. В селе Лох мы оказались благодаря фрескам в храме Архангела Михаила, а позже узнали о водяной мельнице и пещере Кудеяра. Мне хорошо запомнилась реплика пристыдившей нас продавщицы, которая подсказала дорогу к мельнице: «Едут и едут к нам, а селу от туристов проку нет...». Действительно, храм разрушается, водяная мельница кренится, пещера осыпается, много заброшенных мазанок... И всё это происходит на фоне безучастного любопытства многих. Мы решили попробовать не быть безучастными наблюдателями. Сейчас в деревне живут мама и сестра, а мы с отцом приезжаем при первой возможности. Сестричка пишет дневник о сельской жизни, с недавнего времени настольной книгой стала «Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство» А. Фета.

– Мельница послужила для вас своеобразным магнитом? Какова первоначальная цель её восстановления?

– Сохранившаяся водяная мельница стала для нас открытием! Прежде казалось, что образ существенного элемента сельского ландшафта сохранился только в фольклоре, классической литературе, в изобразительном искусстве и в музеях-заповедниках... А вот что в пределах сотни километров от Саратова – это удивительно! В 1997-м мельница ещё работала, а до 2000-х годов за постройкой приглядывал мельник. Не стало хранителя мельницы, утраченными оказались многие механизмы, проседает прогнивший фундамент, мельница заваливается. В наших силах сохранить мельницу для будущего музея. Мы обратились за помощью в сохранении водяной мельницы в Московский государственный университет, на кафедру управления природно-техногенной средой к профессору В. В. Волшанику, чьи труды посвящены конструкциям водяных мельниц, под его руководством защищены дипломные проекты восстановления мельницы и мельничного пруда в селе Лох. Эскизные студенческие проекты служат серьёзным подспорьем в нашем деле, на этой неделе они были представлены губернатору Саратовской области В. В. Радаеву, проявившему искреннюю заинтересованность в доведении мельницы до рабочего состояния.

– Это нечто вроде напоминания, что надо сохранять исконно русское и не забывать о своих истоках?

– Думаю, что в отношении историко-культурного наследия самоопределение неизбежно, мы самоопределяемся каждый день: читаем ли мы книгу, узнаем историю собственной семьи, идем ли на выставку в музей... Либо мы стремимся узнать и сохранить историю для себя и будущих поколений, либо живём одним днём... А проявлений участия в сохранении культурного наследия неисчислимое количество! Дело найдётся для каждого.

– Связана ли с увлечением вашей семьи выбранная тобой тема диссертации?

– Тема диссертации связана с разбойничьими сюжетами в русской литературе 20–30-х годов XIX века. Поэтому разбойник Кудеяр, логово которого располагалось неподалёку от мельницы, с моими научными интересами тесно связан, а научная работа помогает делу, за которое взялась наша семья и все те, кто неравнодушно к этому отнёсся. Так, этим летом мне посчастливилось участвовать в работе Летней школы по русской литературе (Санкт-Петербург, п. Цвелодубово). В перерывах между лекциями, докладами и консультациями я рассказывала про нашу мельницу, про идею собирания мельничных цитат, ведь технические книги про конструкции водяных мельниц существуют, а вот в литературоведении топос мельницы обделён вниманием. У каждого собеседника рождались любопытные ассоциации, как правило, связанные с творчеством изучаемого автора, а порой и личные истории, связанные с мельницей.

– Есть ли у вас планах (или, может быть, пока просто в желаниях) восстановить что-нибудь ещё, о чём люди уже стали забывать?

– Дело сохранения, к счастью, оказалось заразительным. Всё чаще слышу о возможности возрождения церкви. А из осуществимого силами каждого – вот что: жители села захотели расчистить дорожки к многочисленным забытым родникам. Только представьте, каким удивительно автономным может быть село: на грядках – овощи, в саду – фрукты, в лесу – ягоды и грибы, во дворе – колодец и пасека, в домах у многих – русские печи, близ двора – родники, а на окраине села была бы мельница, приводимая в действие силами воды... 

– Много ли заинтересованных в вашем деле людей и растёт ли их количество после проведения экскурсий?

– Друзей у нашего дела становится всё больше и больше. Проект заручился поддержкой специалистов по сохранению культурного наследия, мы сотрудничаем с Юлией Тереховой, создательницей Музея монументальной народной живописи «Дом со львом» в с. Поповка Хвалынского района, и Алексеем Наумовым, попечителем проекта восстановления усадебного комплекса «Александрия» в п. Северный Хвалынского района.

Силами неравнодушных к сохранению водяной мельницы провели несколько волонтёрских лагерей, начали делать благотворительные сувениры, выступили с докладами о мельнице на конференциях на российско-голландском семинаре по проблемам изучения, реконструкции и музеефикации исторических мельниц в музее «Новый Иерусалим» (Московская обл., г. Истра) и на международной научно-практической конференции «Народы Саратовского Поволжья» (Саратовский этнографический музей), вышел ряд статей, посвящённых мельнице в селе Лох, в СМИ регионального и федерального уровней.

– Что требуется, чтобы помочь проекту?

– Будем рады, если единомышленников станет ещё больше! Помочь нам можно сбором информации о былой жизни в Лоху, благо старожилы есть и архивные данные сохранились, а легенды о разбойнике Кудеяре бытуют в рассказах жителей села до сих пор, можно поучаствовать в составлении антологии цитат о мельницах или в разработке мельничной карты Саратовской области, наполнении сайта, предложить и осуществить свой вариант раскрутки проекта, принять участие в осеннем волонтёрском лагере. Обо всех новостях и формах участия в проекте пишу в нашем сообществе ВКонтакте (http://vk.com/melnica_loh). 

Чтобы при взгляде на мельницу в. Лох не вспоминались слова А. С. Пушкина: «Вот мельница. / Она уж развалилась, / Веселый шум ее колес умолкнул», призываю его же незабвенными словами: «Теперь сомненья решены: / они на мельницу должны / Приехать завтра до рассвета...».
 

Беседовала Екатерина Кучишкина
Фотографии из архива Марии Кислиной