УЧЕНЫЙ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. СТУДЕНТ. ЧТО СКАЖЕТЕ?
Физика — это то, чем занимается физик поздно ночью.
(Р. Фейнман, лауреат Нобелевской премии 1965 г.)
* * *
Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся.
(Альберт Эйнштейн)
* * *
Величайшим достижением человеческого гения является то, что человек может понять вещи, которые он уже не в силах вообразить.
(Л. Д. Ландау)
* * *
Верховным судьей всякой физической теории является опыт. Без экспериментаторов теоретики скисают.
(Л. Д. Ландау)
* * *
Чарльз Таунс, американский ученый, создавший в 1954 г. первый в мире лазер (мазер на аммиаке), лауреат Нобелевской премии 1964 г. (совместно с Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым) долгое время в публикациях и научных дискуссиях утверждал, что рубиновый лазер работать никогда не будет, потому что это невозможно.
Когда после демонстрации Теодором Майманом рубинового лазера журналисты попросили Таунса прокомментировать это в свете его недавней позиции, ученый ответил:
«Почти все начинает работать, если ударить по нему достаточно сильно!»
* * *
Цитаты из студентов на экзамене:
Полупроводниковый диод состоит из катода и анода.
Сетка не пропускает электроны, потому что они в ней застревают. Чем более густая сетка, тем больше электронов застрянет.
Силовые линии — это линии, на которых электрическое поле наиболее сильное.
Линейные колебания — это когда тело движется по прямой линии.
Электронные приборы не могут работать в вертикальном положении, потому что электроны ссыплются на катод под действием силы тяжести.
Первая сетка обладает хорошими управленческими способностями.
В полупроводниках делается специальное отверстие. Чтобы электроны проходили.
От жары у студентов начинается термоэлектронная эмиссия: под действием высокой температуры знания вылетают из головы.
При столкновении электрона с атомом он у него отнимет заряд.
На спектральной характеристике фотоэлемента до середины действует закон Столетова, а потом - закон Эйнштейна.
В пространство дрейфа влетают электроны с разным зарядом.
Пример коронного разряда: огни Святого Эльфа.
"От чего зависит порог фотоэмиссии?" - "От скорости фотонов."
На экзамене. Преподаватель:
- Что такое лошадиная сила?
- Это сила, какую развивает лошадь ростом в один метр и весом в один килограмм.
- Да где же вы такую лошадь видели!?
- А ее так просто не увидишь. Она хранится в Париже, в Палате мер и весов.
* * *
Нет более опасного оружия против черта, чем чернила и книгопечатание: они когда-нибудь окончательно сживут его со света.
(Г. Х. Андерсен)
* * *
Предположим, что мы достаточно мудры, чтобы узнавать и знать, однако еще недостаточно мудры, чтобы контролировать свой процесс познания и сами знания, а потому используем их себе во вред. Даже если и так, знание все равно лучше, чем невежество.
(Айзек Азимов)
* * *
Мозг человека подобен старой лошади: для сохранения работоспособности ему нужно постоянно упражняться
(Г. Б. Адамс)
* * *
Великое дело иметь собственные суждения, но в конечно счете важно, какие это суждения.
(М. Арнольд)
* * *
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком.
Идея выше факта.
(О. де Бальзак)
* * *
Природа — как фокусник: за ней нужен глаз да глаз.
(С. Батлер)
* * *
Афоризмы П. Л. Капицы:
Сделать из людей трусов — это легко. Сделать людей смелыми — это труднее. (1946)
В науке необходима абсолютная честность.
Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые.
В жизни человек с выдержкой всегда побеждает. А выдерживать надо не полчаса, а годами. (1935)
Последовательность есть одна из главных сил человека. (1935)
Настойчивость и выдержка есть единственная сила, с которой люди считаются. (1935)
Это хорошее дело — не сидеть на месте. Человек, как вода, если не течет, то застаивается и плесневеет. (1921)
Истинный патриотизм не в восхвалении своей родины, а в работе на ее пользу и в исправлении ошибок. (1914)
Если промышленность обуславливает жизнь общества, то наука руководит его ростом. (1935)
Надо помнить, что пути и темпы развития любой науки определяются ее связью с жизнью (1956)
Развитие мировой культуры не под силу одной стране. Поэтому все, что хоть немного содействует развитию этой большой науки и техники, должно быть сделано общим достоянием. Открытие радиотелеграфа Поповым было основано на работах Герца, Бранли, Риги и других. Потом после Попова был сделан большой шаг вперед Маркони, Флемингом и другими, и мы имеем в результате радио сегодняшнего дня. Чем больше мы дадим мировой науке и технике, тем больше от нее и получим.
Наша сила должна быть в динамике. Мы должны обогнать всех, идя по открытому пути так быстро, что никто не смог бы нас догнать. Воображать, что по засекреченным тропам можно обгонять — это не настоящая сила. Если мы выберем этот путь секретного продвижения, у нас никогда не будет веры в свою мощь, и других мы не сумеем убедить в ней. (1944)
Никакая научная истина, если она широко не освоена, не может быть признана достижением науки. Это скрытые в земле минералы, которые становятся только тогда ценностью, когда они извлекаются и ими пользуются. Засекреченное научное достижение равноценно его отсутствию. (1954)
Конечно, научная истина всегда пробьет себе путь в жизнь, но сделать этот путь более скорым и прямым зависит от людей, а не от истины. (1956)
Жизнь показывает, что надо много перепробовать, прежде чем добьешься чего-нибудь. Поэтому главное условие успешной научной работы — это очень высокие темпы. Только когда обеспечена возможность перепробовать много различных путей, ведущих к решению проблемы, скорее нападаешь на правильный. (1935)
В научной работе нельзя терять скорость. Это как с аэропланом: потеряешь скорость — он падает. (1935)
Требовать от ученого первоклассной работы при плохом состоянии снабжения так же логично, как требовать от голого человека, чтобы он имел элегантный вид. (1935)
Не одни Ньютоны и Дарвины делают науку. Их достижения были бы совершенно невозможны, если бы они не опирались на целую массу полу-Ньютонов и полу-Дарвинов, имена которых поглотила история, но деятельность которых оставила свой след в науке. (1936)
Нет человека несчастнее, чем неудавшийся научный работник. (1965)
Только когда работаешь в лаборатории сам, своими руками проводишь эксперименты, только при этом условии можно добиться настоящих результатов в науке. Чужими руками хорошей работы не сделаешь. Я уверен, что в тот момент, когда даже самый крупный ученый перестает работать в лаборатории, он не только прекращает свой рост, но вообще перестает быть ученым. (1943)
Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт – простые вещи – сложными.
* * *
Науки делятся на две группы — на физику и собирание марок.
(Эрнест Резерфорд)
* * *
Во всем виноват Эйнштейн. В 1905 году он заявил, что абсолютного покоя нет, и с тех пор его действительно нет.
(Стивен Ликок)
* * *
Решающие и наиболее поразительные периоды развития физики – это периоды великих обобщений, когда явления, казавшиеся разобщёнными, неожиданно становятся всего лишь разными аспектами одного и того же процесса. История физики – это история таких обобщений, и в основе успеха науки лежит главным образом наша способность к синтезу.
(Р. Фейнман)
* * *
Наука выигрывает, когда её крылья раскованы фантазией.
Благодарю за пополнение коллекции преподавателей и студентов факультета нелинейных процессов СГУ, в особенности, чл.-корр. РАН Дмитрия Ивановича Трубецкова.
Вы можете добавить свой афоризм, высказывание, цитату или же смешную ошибку на экзамене.